26-го января студенту-магистранту Ереванского государственного института театра и кино, гражданке Грузии Соне Тонаканян на таможенном пункте “Ниноцминда” не позволили провезти в Грузию свою съёмочную технику. Причина неоднозначна.

Утром 26-го января в 11:20 режиссёр Сона Тонаканян въезжала в Грузию, привозя с собой свою видеокамеру, звуковую технику (микрофон) и штатив. Работники таможенного пункта “Ниноцминда”, уточнив, что она собирается снимать студенческую работу, попросили её подождать 10-15 минут, пока зарегистрируют технику.

“Но прошло около часа и один из сотрудников подошёл, уточнил сюжет будущего фильма и мои подробные контакты, после чего исчез ещё на 1 час и на все мои вопросы о том, сколько я ещё должна ждать и чего жду, я не получила ни одного конкретного ответа, все отвечали, что ждут звонка”, – рассказывает Сона Тонаканян.

Режиссёр пробовала уточнить, что в её проезде незаконного, какой закон она нарушает, но не получила конкретного ответа.

“В 16:40 работники таможни подошли и сказали, что я должна представить письменное разрешение на видеосъемки на территории Грузии, я объяснила, что я не представляю какую-либо организацию и моя деятельность авторская, всё равно они держали мой паспорт у себя”, – говорит Сона.

В результате она повезла свою технику обратно на армянский таможенный пункт и оставила там, а сама вернулась домой, то есть въехала в Грузию.

26-го января, после полученного звонка от Соны Тонаканян, Jnews.ge попытался уточнить подробности данного факта, по каким причинам нельзя ввозить съёмочную технику в Грузию, какое разрешение нужно и т.д. Процесс уточнения этих вопросов занял у нас два дня. Сначала мы позвонили в Пограничную полицию, где на протяжении целого дня нас с одного номера отсылали на другой номер, часто на неработающий или вечно занятый. Наконец нам дали номер того, кто нам ответит на наши вопросы, однако он не ответил на наши звонки до конца рабочего дня.

Сегодня, 27-го января мы продолжили поиск ответов на наши вопросы. Из Пограничной полиции нас перенаправили в Патрульную полицию, сказав, что с 2009-го года таможенные пункты страны подчиняются Патрульной полиции. Пройдясь по телефонным номерам разных отделов Патрульной полиции, в том числе и отдела по международным отношениям мы получили направление обратиться в таможенную службу Министерства финансов Грузии.

Там мы получили ответы на наши вопросы, которые не имели ничего общего с тем, что сказали Соне Тонаканян. Там проблему объяснили с сугубо экономической точки зрения, сказав, что так как техника была дорогостоящая, то надо было или растаможивать, или должна была быть аккредитация из института, в которой подтверждался бы факт того, что техника ввозиться с целью видеосъёмок, и потом опять будет вывезена из Грузии в Армению.

Сейчас Сона Тонаканян в сомнениях, как вернуть свою технику, пойти взять разрешение на съёмку, как сказали на таможне, но не знает откуда брать, или взять аккредитацию из своего института.