Как люди психологически преодолеют карантин, как он влияет на разные группы населения, как изменится мир после пандемии, о домашнем насилии во время карантина и о многом другом Jnews побеседовал с психологом Мариной Качарава.

– Как влияют карантин и самоизоляция на психику человека?

Во-первых это культурально, во-вторых социальные проблемы, которые есть, индивидуальные проблемы, которые есть влияют очень на психику, тем более когда все бывают в карантине, в самоизоляции и вдобавок страх. Естественно страх увеличивается, увеличивается паника, у некоторых появляется фобические расстройства, иммунитет падает, сопротивление организма падает, у людей стресс. Во время паники человек плохо думает, мышление уменьшается, это огромный минус, когда человек захлебывается и захватывает все в себе. Он не может адекватно думать, и это очень мешает нормально жить.

– А какое влияние имеет карантин на разные группы: на детей, на родителей, которые работали и теперь остались дома, на тех, кто не работал, на взрослых, на подростков?

Естественно влияет на все эти группы, но дело в том, что нет худа без добра. Когда маленькие дети очутились с родителями в квартире, это очень хорошо, потому что для них все равно что снаружи, для них самое главное они с родителями. Все это имеет свой позитив. Это остановка, мы остановились, мы же не хотели, не планировали это, мы как белка в колесе крутились, так мы живем, в 21 веке все так живут.

От этого очень переживают подростки. Этот период для них и так очень сложный, очень много проблем, в это время меняется характер, то туда то сюда и то, что не встречаются с друзьями, не общаются друг с другом. А те, которые сидели дома на них тоже влияет, но не так страшно. Вирус очень опасен для пожилых, и им это неприятно услышать. У них дети, внуки, правнуки, и они не могут общаться.

А какое влияние имеет на психику экономический кризис из-за пандемии?

Это остановка, нужно использовать, воспользоваться этим в том плане, чтобы хорошо познать самого себя, чтобы подумать, чтобы что-то изменить, побыть с детьми, мужем, женой. Это раз, а во-вторых конечно влияет, это длится уже два месяца и не дай бог что продолжится еще, но конечно это повлияет на социальную, экономическую ситуацию и психику. Естественно после этого, это выплескивается либо в депрессию, либо в психические расстройства, либо в агрессию, ничего удивительного нет. Люди жили, зарабатывали в день 30-40-50 лари и этим жили. Очень много таких людей, которые сейчас не могут работать и очень страдают. Конечно будет компенсация, я слышала, конечно это не утешит нас, но во всем мире сейчас такое состояние, не только мы. Это не локальная проблема, как бывает во время войны или землетрясения. Это утешает, что мы не одни, но с другой стороны это и приводит к страху, что мы все в таком положении.

– Что делать людям во время карантина, чтобы избежать влияния на психику?

Кулинарией заняться, рисованием, пластилином, нужно какие-то мероприятия устраивать дома, с детьми играть. В интернете показывают как некоторые танцуют, поют. Я понимаю, что от этого не становится легче, но тем не менее они облегчают свою жизнь, и обязательно заниматься гимнастикой. Люди, которые живут в тех местах, где есть двор, для них не так страшно, но люди, которые в маленьких квартирах, им трудно. Было время, что наши предки жили так, в нашем подсознании есть навыки, как выживать. Например в 20 веке был случай, во время крушения самолета выжила только одна девочка, она 50 дней одна жила в джунглях и пережила, переборола кризис, она то ходила, то кричала, то плакала, это и есть наши ресурсы, которые в нас есть, но мы их не используем когда у нас все хорошо. В критических ситуациях это выявляется.

Некоторые кушают все время, некоторые курят, некоторые все время спят, это не то что им хочется спать, просто это бегство от реальности.

– Какие последствия на человека оставит пандемия?

Никто не знает, что будет потом, вообще мир настолько изменился, в один миг он оказался в другой ситуации, другим. Ситуация для нас необычная. Кто знает что будет потом, может будет другой вирус, может мировая война. Нужно побороть всякие такие случаи. Я оптимист, я считаю, что все к лучшему. Есть и позитивные стороны, которые мы сейчас не видим, нужно стараться улавливать их.

– Да, реальность резко изменилась, через некоторое время мы будем делить жизнь на до и после коронавируса, что по вашему резко поменяется?

В действительно все травмы, которые у нас бывают в детстве, они сопровождают всю жизнь. Некоторые, например, не могут смотреть в глаза, когда разговаривают, они смотрят куда-то, потому что страшно было когда-то смотреть в глаза кому-то, то же самое запомнится сейчас поцелуй. Через два года мы все вернемся к старой жизни, но гигиена будет на высоком уровне. Вы проснулись в абсолютно другом мире. Конечно многое изменится. Если потом будет другой вирус, он будет не так страшен. Нужно беречь себя и знать как вести себя.

Во всем мире говорят о росте уровня семейного насилия в условиях карантина, однако в Грузии объявили, что это не так. Как можно объяснить это?

Пока таких жалоб нет, но нужно подождать. Видимо у людей, которые были связаны с наркотиками или выпивкой, сейчас нет таких возможностей. Казино тоже закрыты, где они проигрывали очень много денег. Социологам об этом надо подумать. Мы еще посмотрим, еще у нас месяц и не факт, что после карантина всплеска не будет, сейчас наши человеческие ресурсы направлены на выживание, а после того, как мы останемся живыми, может быть проснется это. Прогнозировать очень трудно.