Депутаты парламента Грузии Энзел Мкоян и Самвел Манукян не возражают против сокращения мажоритарных округов, поскольку уверены, что как в случае прежней избирательной системы, так и новой, у Ахалкалакского и Ниноцминдского муниципалитетов будет один мажоритарный депутат.

8 марта правящая партия «Грузинская мечта» и оппозиция договорились по поводу выборов 2020 года. Соглашение было подписано в посольстве США в Тбилиси, и стороны согласились с тем, что в 150-местный парламент Грузии пройдут 120 депутатов по пропорциональной и 30 по мажоритарной системе, вместо существующего соотношения 77\73. Был также установлен избирательный порог в 1%, и парламентское большинство, которое будет иметь право формировать правительство, возможно будет сформировать из 40% депутатских мандатов.

Согласно действующей Конституции, в парламенте насчитывается 73 мажоритарных мандата, снижение до 30 по сути, является существенной уступкой со стороны властей.

Jnews попытался выяснить, что думают относительно данной договоренности мажоритарный депутат, избранный от Ахалкалакского и Ниноцминдского районов Энзел Мкоян и депутат Самвел Манукян, избранный по пропорциональной системе; эти депутаты не поддержали переход на пропорциональную систему выборов в ноябре 2019 года.

«Я заинтересован в нашем районе, если это не относится к нашему району, и у нас будет свой мажоритарный депутат, то я удовлетворен тем, что они решили. Районы еще не разделены, но было отмечено, что они не обидят национальные меньшинства. Я думаю, что будет хорошо. Однако было бы лучше, если бы оставили прежнюю систему, но, если оппозиция и наше нынешнее правительство полагают, что эти изменения пойдут на благо развития нашего государства, то пусть так и будет», – сказал депутат парламента Грузии Самвел Манукян.

Манукян добавил, что это изменение в избирательной системе не повлияет на наш регион, так как, по его словам, в нашем районе будет мажоритарный депутат.

«У нашего района будет свой мажоритарный депутат, об этом уже обговорено, и, безусловно, так будет. Конечно, я бы хотел, чтобы количество мажоритарных депутатов не уменьшалось, но мы не допустим, и партия не позволит, чтобы у нас отсутствовал мажоритарный депутат. Суть Венецианских рекомендаций заключается в том, что права национальных меньшинств не должны нарушаться. У национальных меньшинств должны быть свои депутаты, которых они знают, с которыми они могут говорить и сказать то, что их волнует», – отметил Самвел Манукян, депутат, избранный по пропорциональной системе от партии «Грузинская мечта».

Депутат Энзел Мкоян, избранный по мажоритарной системе от Ахалкалакского и Ниноцминдского районов, по поводу изменений в избирательной системе сказал следующее:

«В первый раз, когда этот вопрос обсуждался, и оппозиция хотела, чтобы была пропорциональная избирательная система, а не мажоритарная, я проголосовал “против”, три человека проголосовали “против”, одним из которых был я. Я против пропорциональной системы, потому что пропорциональная система не подходит для наших районов – Ниноцминдского и Ахалкалакского. У людей может быть тысяча вопросов, у людей существует языковая проблема, они не могут поехать в Тбилиси, они должны пойти к кому-нибудь и получить ответы на свои вопросы», – сказал депутат парламента Грузии Энзел Мкоян.

В качестве примера доведение проблем людей до правительства, Мкоян вспомнил проблему с нереализованным картофелем два года назад.

«Мы пошли, поговорили, попросили, руководство не отказало, правительство созвало специальное заседание, закрыло все границы и стоимость картофеля возросла», – сказал Энзел Мкоян.

Депутат, прошедший в парламент по мажоритарной системе, считает, что в таких развитых странах, таких как Америка, Япония, Южная Корея, Франция (70%), Германия, все они имеют мажоритарную избирательную систему. Если бы мажоритарная система была бы плоха, то такие развитые страны не были бы полностью мажоритарными.

«Я хочу, чтобы демократия активно развивалась в Грузии, а для этого что нужно – чтобы оппозиция и правящая партия пришли к соглашению в некоторых вопросах и, наконец, они пришли к такому соглашению. Очень важно, чтобы не было напряженности, чтобы люди успокоились, чтобы не было протестов. Это неприятно, когда вы идете на работу и не можете попасть в здание парламента. Я должен проголосовать за систему 30/120, потому что у районов Ниноцминда-Ахалкалаки будет свой мажоритарный депутат, так как это уже решено, оппозиция и «Мечта» уже подписали, и Ниноцминда-Ахалкалаки входят в эту 30-ку», – сообщил Мкоян.

Одновременно добавив, что несмотря на то обстоятельство, что у района будет один мажоритарный кандидат, тем не менее он должен иметь 130-140 тысяч избирателей, в то время как в Ниноцминде и Ахалкалаки вместе всего 61.000 избирателей. Но поскольку районы являются высокогорными и представляют национальные меньшинства, то, принимая во внимание совет Венецианской комиссии, было принято решение оставить Ахалкалаки-Ниноцминду отдельно в числе 30 мажоритарных округов.

10 марта член большинства в парламенте Ираклий Кобахидзе объявил, что на выборах 2020 года в Самцхе-Джавахети будет два мажоритарных избирательных округа.

По мнению депутата Мкояна, только два или три депутата во всем парламенте проголосуют “против”, остальные депутаты будут “за”.

Соответствующие законодательные поправки предлагается рассмотреть на предстоящем заседании парламента 11 марта. В случае принятия после трех слушаний в Конституцию будут внесены изменения. Для утверждения новой избирательной системы необходимо 113 голосов.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с действующим законодательством 77 из 150 депутатов избираются по пропорциональной системе, а 73 – по мажоритарной. Это число мажоритарных депутатов дало власти преимущество: как правило, в одномандатных избирательных округах побеждают представители властей.

Такая система привела к тому, что правящая «Грузинская мечта» получила только 48,6% голосов на парламентских выборах 2016 года, однако, благодаря мажоритарным депутатам, получила в общей сложности в парламенте 115 мест, что позволило сформировать конституционное большинство.

Новая схема, согласованная властями и оппозицией, больше не дает правящей партии такого преимущества и дает оппозиции больше возможностей.