Министерства иностранных дел Армении и Азербайджана официально подтвердили, что они совместно реализовали проект обменных поездок журналистов с 17 по 21 ноября.

В Армении проект считают трехсторонним, так как в нем участвовали карабахские журналисты. В Азербайджане говорят о двухсторонней программе. Все детали с трех сторон.

Три азербайджанских журналиста побывали в Армении и Нагорном Карабахе. Почти одновременно два журналиста из Армении и один из Карабаха побывали в Азербайджане.

Как говорят журналисты-участники проекта, подготовку поездок координировал офис действующего председателя ОБСЕ на основе договоренностей, которые были достигнуты в ходе встречи премьера Армении и президента Азербайджана в марте 2019 года.

Журналисты встретились с местными экспертами и официальными лицами. Однако поездки были организованы в полной секретности, и журналисты отказываются рассказывать какие-то детали, с кем именно они встречались и что обсуждали. Все детали об этом проекте, которые удалось узнать.

Секреты

МИД Армении официально объявил об «обменных» поездках 23 ноября, то есть когда все журналисты уже вернулись домой. МИД Азербайджана сделал свое сообщение позже в тот же день.

Слухи об этом проекте появились за неделю до визитов. Однако ни в одной из стран это сообщение не подтверждали и не опровергали.

Подготовка, критерии отбора и сами поездки журналистов прошли в режиме полной секретности.

Информация из Еревана

Из Армении в Азербайджан отправились обозреватель телеканала «Шант» Артем Ерканян, главный редактор информационного агентства «Медиамакс» Давид Алавердян, а из Нагорного Карабаха – журналист Общественного телевидения Эдгар Элбакян.

«Представитель Карабаха поехал в Азербайджан именно как карабахский журналист, не просто армянский, а азербайджанские журналисты приехали в Карабах. Программу визита в Карабах разработал Степанакерт на уровне МИД», — подчеркнул в интервью телеканалу «Шант» Артем Ерканян.

Он говорил также, что в Азербайджане они провели ряд встреч, информацию о которых не могут предоставить.

Это подтвердил и главный редактор издания «Медиамакс» Давид Алавердян. Он сообщил, что согласно программе, никаких встреч с политическими деятелями предусмотрено не было:

«Единственные должностные лица, с которыми мы встретились за обеденным столом, – это пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева и опытный дипломат Гусейн Гусейнов. Они представляли свои личные мнения, а наши беседы велись в формате off-the-record [то есть разговор не подлежит огласке, не записывается и не снимается – JAMnews]».

Между тем, армянские журналисты могли напрямую пообщаться с обычными гражданами Азербайджана.

«Например, когда продавец в магазине узнал, что мы армяне, это было дня него шоком, но никакого негативного отношения не было», — рассказал Артем Ерканян.

В рамках своего визита журналисты также встретились с представителями гражданского общества, общественных организаций. В этой встрече участвовал и представитель общественной организации «Азербайджанская община Нагорного Карабаха». Однако, по словам Ерканяна, он не был активен во время встречи. В целом встреча прошла, по оценке участников, конструктивно.

«Однако не следует забывать, что это явно результат указаний соответствующих структур Азербайджана», — отметил Ерканян.

Армянские журналисты в своих «отчетных» статьях о поездке говорят и о многочисленной охране, сопровождавшей их. У армянских журналистов было 12-13 телохранителей.

Давид Алавердян в своей статье признался, что, отправляясь в Баку, ему, прежде всего, хотелось найти ответы на два вопроса:

• к чему готовится Азербайджан – к миру или к войне?

• на какие уступки готово азербайджанское общество ради мирного урегулирования карабахского конфликта?

«Я не получил ответа на первый вопрос, но, похоже, простые азербайджанцы, как и армяне, не хотят новой войны и надеются, что рано или поздно проблема будет решена мирным путем», — пишет Алавердян.

Что касается уступок, то тут, по мнению редактора, нет абсолютно никаких причин для радости.

«Де-юре независимость Арцаха просто сводит с ума азербайджанцев — и журналистов, и представителей общественных организаций и должностных лиц».

А карабахский журналист Эдгар Элбакян на своей странице в Facebook написал:

«В ходе нашего визита мы… встретились с представителями прессы, негосударственного сектора, посетили различные интересные и замечательные места… Все четыре дня с исследовательской и расследовательской точки зрения дали нам огромный материал…

Уверяю вас, армянское государство не имело бы места и перспектив существования на карте региона, если бы мы проиграли войну в 1990-х. Меня в этом окончательно убедила наша поездка, которая прошла в чрезвычайно позитивной и теплой атмосфере».

О целесообразности поездки

Говоря об итогах поездки, Давид Алавердян в первую очередь ответил тем, кто считает такие визиты бессмысленными:

«Я за то, чтобы позволить и другим армянским журналистам поехать в Азербайджан. Я также за то, чтобы азербайджанские журналисты приезжали в Армению и особенно в Арцах. Я понимаю, что их отчеты не всегда объективны и правдивы. Но это также показатель того, насколько мы разные и насколько более свободным и многообразным является наше общество.

Вы можете быть уверены, что любой такой визит способствует убеждению, что Арцах не может быть частью Азербайджана. По крайней мере, эти три азербайджанских журналиста уже знают об этом».

Мыслями об итогах этой поездки Артем Ерканян поделился также в интервью радио «Азатутюн» («Свобода»):

«У нас нет иллюзии, что этими визитами мы добьемся решения проблем и подписания мирного соглашения. Цель в том, чтобы в некоторой степени содействовать созданию атмосферы доверия, в результате чего на линии соприкосновения будет меньше жертв. Совершенно очевидно, что, по сравнению с предыдущими годами, жертв стало меньше как минимум в три раза. И если наши эти визиты поспособствуют этому, тогда я считаю, что нужно продолжить это».

Экспертное мнение

Политолог Степа Сафарян считает, что эти визиты – верное направление для развития событий:

«Если стороны продолжают общаться, я не имею в виду вести переговоры, если они продолжают общаться на уровне руководителей стран, на уровне средств массовой информации, НПО, это означает, что они думают о решении проблемы без войны. Это важный, маленький, но очень важный инструмент для поддержания мира. По крайней мере мы, общества Армении и Азербайджана, услышим те голоса, которые так часто не слышим, потому что между нами есть очень большая стена».

По мнению председателя Ереванского пресс-клуба Бориса Навасардяна, о важности таких взаимных визитов можно будет говорить лишь после публикаций журналистов:

«Если эти публикации помогут азербайджанскому и армянскому обществам лучше понять настроения и представления о конфликте, то это уже может оказать некоторое влияние на будущий процесс. Если же эти взаимные визиты ограничатся тем фактом, что три наших партнера из Азербайджана и Армении приехали, что-то там увидели и с кем-то там встретились и все останется в них, то я, если честно, не увидел бы смысла в таких взаимных визитах».

Информация из Баку

Информация из Азербайджана пока очень скудная.

Медиа задают вопросы, на которые никто не спешит отвечать.

Фактически известны только имена журналистов, участвовавших в проекте. Это главный редактор информационного агентства Trend Эльчин Валиев, корреспондент сайта 1news.az Эльшан Рустамов и корреспондент азербайджанской редакции сайта «Вестник Кавказа» Орхан Елчуев.

Комментарии участников поездки

По словам Эльчина Велиева, стороны договорились между собой, что журналисты, побывавшие в поездке, напишут материалы для медиа, на которые работают, а до тех пор никаких комментариев никому давать не будут.

«Наверно, я посвящу этому специальную большую статью. А потом уже смогу отвечать на вопросы», — сказал Велиев.

Эльшан Рустамов сфотографировался в Карабахе и опубликовал эти фото у себя в Facebook с подписью «Родные земли». Пока что это единственные фотографии из поездки, и азербайджанские медиа их активно перепечатывают.

Комментарий министерства иностранных дел

Министерство иностранных дел Азербайджана сделало заявление уже после армянской стороны и было немногословным. Оно сообщило только то, что азербайджанские журналисты побывали «в Армении и в Нагорно-Карабахском регионе нашей страны, включая город Шуша».

Что же касается армянских журналистов, министерство сказало, что они «встретились с азербайджанскими коллегами, представителями НПО, академических кругов, а также с азербайджанской общиной Нагорно-Карабахского региона Азербайджана. В ходе пребывания в Азербайджане армянские журналисты также побывали в мусульманских, христианских и еврейских религиозных святилищах».

Реакция других журналистов

Журналист и ветеран карабахской войны Асаф Гулиев недоволен тем, что первыми информацию о поездке распространили армянские медиа. Также ему не понравилась терминология, которую использовало в своем заявлении азербайджанское министерство иностранных дел:

«До самого завершения поездки все о ней молчали. И вдруг министерство иностранных дел Армении сделало заявление, сообщив, кроме прочего, также и маршрут азербайджанских журналистов – Армения и Нагорный Карабах. И азербайджанские медиа были вынуждены ссылаться на армянские сайты. Казалось бы, ничего такого в этом нет. Но армянская информационная машина никогда никакую информацию просто так не распространяет.

АРМЕНИЯ И НАГОРНЫЙ КАРАБАХ… То есть армянская пропаганда фактически представила Карабах отдельным субъектом. А мы это растиражировали. Вслед за этим министерство иностранных дел Азербайджана сказало, что, мол, азербайджанские журналисты посетили «Нагорно-карабахский регион нашей страны» вместо того, чтобы назвать эти земли «оккупированными». Таким образом, пока что Армения выигрывает со счетом 1:0. Теперь остается только ждать, что напишут наши коллеги. Сумеют ли сравнять счет?»

Политический обозреватель JAMnews Шахин Рзаев вообще не считает это журналистской поездкой, и никакой пользы от нее не ждет.

«Журналист должен быть свободен в сборе информации и в последующем изложении материала. Если же его работу кто-либо цензурирует, будь то спецслужбы, министерство, ОБСЕ или хоть Папа Римский, то это уже не журналистская поездка, а секретная служебная поездка пресс-секретарей. Цель которой – показать что ОБСЕ за эти 25 лет хоть что-то сделало в плане разрешения Карабахского конфликта. Никакой пользы от этой поездки я не ожидаю.

Во-первых, из-за уже упомянутой цензуры, а во-вторых – из-за секретности. Думаю, армянские и азербайджанские власти просто тянут время до президентских выборов в Карабахе, намеченных на сентябрь 2020 года. Тогда, возможно, ситуация поменяется. А до тех пор пусть хоть сто раз журналисты поедут туда-сюда, власти вряд ли будут готовы к переменам. А пока власти к этому не готовы, очень наивно полагать, что журналисты или НПО смогут сделать», — объясняет он свою позицию.

Шахин Рзаев сам несколько раз бывал в Армении и Карабахе в 90-х и 2000-х годах и говорит, что те поездки проходили совсем в ином формате и в другой атмосфере:

«Например, мы спокойно зашли на заседание клуба интеллигенции, выступали в прямом эфире, писали репортажи, и никто не ставил нам никаких запретов, мы делали то, что считали нужным. Правда, и тогда от этого особой пользы не было, но хотя бы все не было так засекречено и зацензурировано, как сейчас».

Материал с Jam-news