Jnews.ge побеседовал с политологом Гелой Васадзе, чтобы узнать почему случилось так, что перехода к пропорциональной системе выборов в парламент в 2020 году не будет, почему так получилось и, что это означает.

Что произошло в парламенте страны сегодня, что это было?
– В 90-ые годы, в свое время, еще при Шеварднадзе была принята система, когда у нас половина парламента избиралась по мажоритарным округам, то есть на местах, а половина депутатов пропорционально по партийным спискам, то есть люди голосовали за партию, а не за человека. В принципе, для чего это все было сделано, если за партию не голосует большинство, то тогда на мажоритарном уровне всегда можно было набрать своих. В Джавахети это например был Энзел Мкоян и есть. Теперь все эти рекомендации совета Европы, Венецианской комиссии и остальное… Националы (ред. Единое Национальное Движение) обещали перейти, они обещали в 2016 году перейти. С 16-ого года уже обещала Мечта (ред. Грузинская мечта), но потом сказала нет, мы сейчас не переходим на эту систему, а перейдем в 2020 году. 20-ый год подошел, а это уже в конституции записано, сказали мы сейчас не готовы, перейдем в 2024 году. И когда в июне были протесты, “гавриловская ночь” и тд, власть сказала да, все, без проблем, мы переходим на пропорциональную систему.

А что было сегодня?
– Сегодня было то, что мажоритарные депутаты в том числе и Энзел Мкоян сказали: “а, нет, мы не хотим переходить”. А для этого конституционного изменения нужно большинство конституционное. Вчера, позавчера они обсуждали, Бидзина Иванишвили их собрал, депутаты, в том числе и Энзел Мкоян сказал да, да я хочу, я буду голосовать за этот законопроект, потому что как бы его убедили. А остальных видимо не убедил. Теперь значит вопрос такой. Оппозиция и все остальные говорят, что они не верят в то, что это сделали сами депутаты, чтобы не делал сам Иванишвили. Даже если действительно было так, что это по их инициативе, в это никто не поверит, в это невозможно поверить.

То есть в 2020 году мы будем голосовать по старой системе?
– Да, остается старая система. Будем выбирать и мажоритарного депутата и по спискам.

А в 2024 году?
– В 2024 году считается, что должны перейти, но не факт. Ведь с 2016-ого года это тянется что перейдем, перейдем и что?

Почему парламент не смог договориться 3 дня, что они решали?
– 3 дня они показывали, что уговаривают этих мажоритариев проголосовать за пропорциональную систему. И мол они не хотели и не уговорили в конечном итоге. Я еще раз говорю, даже если так в это никто не поверит, никогда в жизни. Чтобы Иванишвили не смог уговорить тех депутатов, которых он полностью контролирует.

Почему для них выгодна мажоритарная система?
-Конечно выгодна. Очень просто все. На местах побеждают деньги. На местах побеждают те люди, которые имеют бизнесы, которые имеют влияние политическое и тд. Которые являются хозяевами регионов. Если в пример привести Джавахети, то очень сложно выиграть выборы у Энзела Мкояна. Иди выиграй у него. То есть вы еще будете выбирать Энзела Мкояна и таких Мкоянов имеет каждый район.

То есть власть не сдержала обещаний…
– Да, так и есть. Но сейчас пошли процессы. Во-первых те, которые считались прозападные Чугошвили, Хулордава 7 депутатов, они ушли из “Грузинской мечты”. Второе: Инна Инашвили, которая абсолютно пророссийская, мы это прекрасно знаем. Она анонсировала уличные протесты. Впервые со времен революции роз прозападный и пророссийские силы анонсируют протесты, вместе, одновременно.

Неужели власть не подумала какие последствия могут быть?
– У меня есть своя версия почему это мог сделать Иванишвили. Я думаю, что в конечном итоге они посчитали все и пришли к выводу, что не готовы к тому, чтобы создавать вот этот ряд партии, которые будут если что в коалиции с ними, чтобы сохранить власть. В пропорциональной системе “Мечта” явно не получила бы большинство. Поэтому нужны были партии, которые свои абсолютно, которые были готовы войти с ними в коалицию. Таких было много. Практически все, кроме националов (ЕНД ред.). Практически все были скорее всего готовы. Потом начались бы проблемы. Потом бы начался торг внутри. В какой-то момент Иванишвили понял, что свои партии создать не сможет, не успевает. А с чужими договориться можно, но потом это приведет к кризису. И через год опять к выборам и тд. Поэтому решили сохранить старую систему.

Возможно ли изменить данное решение парламента?
– Это решение сейчас изменить практически невозможно. Но если парламент соберется еще раз, еще раз поставит на голосование, и если те депутаты, которые проголосовали против их заставят проголосовать за, но это сейчас крайне маловероятно. Единственное какой сценарий возможно, что под давлением… Я бы назвал это армянским сценарием, то что было в Ереване, то есть под давлением толпы снаружи когда парламент принял то, что требовали демонстранты.

Кристина Марабян