О пропорциональной системе парламентских выборов 2020 года и ситуации с предстоящими выборами, об изменениях в Конституции и многом другом Jnews.ge побеседовал с председателем “Общегражданского движения – Многонациональная Грузия” Арнольдом Степаняном.

В результате массовых протестов, в Грузии решено на 4 года раньше перейти на пропорциональную систему выборов. Что из себя представляет эта система?

– Разговор идет о том, что в 2020 году выборы прошли бы только по пропорциональной системе. Пропорциональная – значит только по спискам, без ограничительного процента, но это значит то, что все-таки, чтобы провести одного человека нужно набрать 0.67% голосов. Если смотреть на количество избирателей во время прошлых выборов – это приблизительно 14-15 000 человек. В данном случае раскрываются возможности для маленьких партии. По прогнозам после выборов в парламенте будет коалиционное правительство, туда пройдут много партии. То есть конституционного большинства не будет ни у одной партии.

Возможно ли добиться коалиционного большинства с помощью фальсификации в этом случае?

– Я думаю, при нулевом барьере, много заинтересованных игроков, чтобы пройти в парламент… Самое главное, видящих возможность пройти в парламент. Борьба, конкуренция будут настолько высоки, что внимание будет совершенно другим и, соответственно, тогда та сила, которая может фальсифицировать выборы теоретически будут намного осторожно относится к этому.

А что значит нулевой барьер?

– Нулевой барьер, такого понятия нет, есть понятие отсутствия барьера. В данном случае у нас в законодательстве был 5% барьер. Кстати в 2024 году 5% барьер начнет действовать. То есть в Конституции есть такая запись. 5% барьер до этого тоже действовал, в 2024 году кроме того, что будет пропорциональный список, будет без мажоритариев, но будет 5% барьер. Сейчас, с виде исключения, выборы должны были быть по мажоритарной и пропорциональной системе в последний раз, но, исходя из внутриполитической ситуации, мажоритарную систему убрали, оставили пропорциональную, причем вместе с тем убрали и барьер. Это будет один раз. Но до этого всего еще должна собраться конституционная комиссия, которая будет дискутировать на эту тему и будет фиксировать в Конституции. Потому что в данном случае это еще не закреплено в там и без этого конечно же выборы не могут пройти так.

Я объяснил, что значит нулевой барьер политически. Юридически же значит, то, что вот если бы было 5%, партия должна была бы набрать 5% голосов от числа избирателей. То есть, если бы избирателей, которые пришли на выборы, было миллион человек, тогда 5% в данном случае означало бы 50 000 человек. То есть партия набирающая 50 000 голосов проводит в парламент одного кандидата. Сейчас этого барьера нет, соответственно кто сможет на выборах взять определенное количество голосов, достаточно для одного кандидата. Это делится на количество депутатов, количество мест в парламенте.

Есть мнение, что при такой системе джавахетские армяне не будут представлены в парламенте. Насколько это возможно?

– Эти выборы сложные, но парламент будет более плюралистическим. В данном случае скажем попадет кто-то в парламент или нет – не факт. Все зависит от того, кто будет каким номером, в списках каких партии. По этой системе попасть в парламент будет намного легче. Если есть авторитетный человек, или человек, которому доверяют, который может, скажем так, собрать 15 000 голосов. Второе это договориться с какой-то партией и доказать, что он сможет набрать 15 000 голосов принести и естественно попасть проходным в список партии.

То есть все зависит еще и от явки на выборах?

– Конечно. Это такая форма выборов, когда наибольшее количество партии стимулировано принести больше избирателей, и я думаю, что участие на выборах электората будет выше чем обычно.

Бытует такое мнение, что на местах возможно создать партии, и с ними идти на выборы, насколько это возможно?

– Я еще раз повторю, то, что объявлена как инициатива, она еще не закреплена на конституционном уровне, когда это будет закреплено посмотрим в каких формах будет закреплено. Есть несколько партии, которые предлагают следующую форму, что только созданные партии не могут участвовать на этих выборах. Есть другие инициативы, чтоб все политические партии участвовали. Обсуждения ещё идут о том, могут ли создаваться блоки или нет. Еще даже дискуссии не начались по этому делу. Я думаю, что уже летом вопросы будут решатся. Однозначно будут изменения в Конституции.

Хочу напомнить нашим согражданам в Джавахети, что по Конституции Грузии создавать партию по региональному, религиозному, этническому принципу запрещено, и это положение совершенно точно не будет меняться. Я думаю что эта позиция сама по себе очень четко закреплена в Конституции, и она правильная в принципе сама по себе, потому что благодаря ей мы избегаем рисков, которые могут быть. Если кто-то хочет принять участие в выборах в Ахалкалаки, я бы посоветовал как можно раньше начать искать политического партнера, у которого уже есть скажем свой философский подход по тем или иным проблемам правого или левого толка, центристы. Разговаривать в этом направлении, чем раньше они начнут это делать, тем лучше.

Кристина Марабян