Как повлиял и какой след оставил Рижский саммит на либерализацию визового режима с Европой, и как влияют на восприятие страны в глазах Европы разногласия между президентом и правительством в целом.

В 2009 году в Праге Европейским союзом был создан проект, который был направлен для установление экономических, политических и энергетических связей с такими постсоветскими странами как Азербайджан, Армения, Беларусь, Украина, Молдова и Грузия. Проект назвали «Восточное партнерство» и он должен был также работать над усилением борьбы с незаконной миграцией и над либерализацией визового режима.

В отличие от остальных стран «Восточного партнерства», Украина и Грузия имеют четкую цель не только сближение с Евросоюзом, а также в дальнейшем вхождение в Евросоюз. В Грузии считают, что первым шагом сближения с Европой можно считать либерализацию визового режима для Грузии.

По мнению посла Румынии в Грузии Думитру Бадья, Рижский саммит принес Грузии хорошие результаты.

«Я могу сказать по опыту Румынии, что это долгий процесс. Как либерализация виз, так и сама интеграция в Европейский союз. Это был неожиданный результат для населения, но в экспертных и политических кругах они знали, что есть определенный уровень подготовленности Грузии. На Рижском саммите было зафиксировано, что Грузия сделала большой, огромный прогресс за короткое время. Мы должны понимать и помнить, что так называемый план для либерализации виз, Грузия получила, если не ошибаюсь, в феврале 2014 года», – говорит Думитру Бадья.

Политолог Грузинского фонда стратегических исследовании (GFSIS) Нодар Харшиладзе, считает, что ничего большего от рижского саммита не ожидалось, саммит прошёл без «особых эксцессов и результатов». Харшиладзе считает, что на результаты саммита можно оценивать двояко.

«Сам Евросоюз выразился так, что он дал максимум Грузии, а у Грузии конечно было больше ожиданий, конкретно пункта, касающегося либерализации визового режима. К сожалению, этот пункт не был получен. Позже, в интернете появилась информация на официальном сайте Евросоюза, что они предоставили безвизовый режим таким государствам как Самоа Тринидад И Тобаго и ряду других государств, это странно если честно, но это не делает честь этому процессу, но у нас как бы этот выбор есть, но несмотря ни на что, мы будем продолжать работать. Результат такой- старания Грузии в Евросоюзе оценили позитивно, и я думаю у нас есть будущее в этом вопросе»,- говорит Нодар Харшиладзе.

В свою очередь, начальник отдела отраслевого сотрудничества министерства Евроинтеграции Александре Джишкариани, считает, что европейские эксперты проверяют как грузинская сторона выполняет те законы, которые приняты парламентом.

«Мы получили план действия в 2014 году, и начали его выполнять. Там было 2 этапа: один этап был законодательный, когда мы приняли законы, такие как антидискриминационный и о защите персональных данных и внедрили европейские стандарты. Я вам скажу, это не было нелегко потому, что надо было создать такие институты в Грузии, которых до этого не было»,- говорит Джишкариани.

По словам Александре Джишкариани из пятнадцати пунктов плана действия, выполнено семь, три частично, а пять необходимо выполнить полностью.

«Если сравнить эти процессы с той же самой Молдовой, потому, что Молдова первая страна с Восточного партнерства, которая получила либерализацию виз. К нам уже 3 раза приезжали эксперты и рекомендовали то, что мы должны сделать, чтобы получить безвизовый режим. У Молдовы было пять визитов. Они, на самом деле, очень много работали. До конца года, я надеюсь, будет четвертый и у нас есть такое пожелание, чтобы это был последний», – говорит представитель министерства Евроинтеграции.

Посол Румынии в Грузии до того как Грузия получит полную либерализацию виз, граждане Грузии могут воспользоваться облегченным визовым режимом.

«Немногие знают, что например Молдове потребовалось 2 года, чтобы получить полную либерализацию виз. Известно, что на рижском саммите было сказано, что если Грузия до конца года доделает остальные требования вполне возможно, что другой отчет комиссии по уровню подготовленности будет принят в следующем году. Ваши политические деятели, такие как премьер-министр и министр иностранных дел сказали, что идет политический процесс, и вполне возможно, что в 2016 году цель будет достигнута»,- говорит Думитру Бадья.

Думитру Бадья считает, что разногласия правительства и президента не влияет на восприятие и рейтинг Грузии в Европе и не влияет на либерализацию визового режима с Европой.

«Я бы не сказал, что это разногласие, определение этому разница. Разница в том как одно учреждение смотрит на вопросы. Я думаю, что между правительством и президентом, так как и между президентом и парламентом вполне возможно сотрудничество, и мне кажется, наблюдая все, что здесь происходит они всегда найдут общий язык. Я думаю что на рейтинг это не влияет», – подытожил посол Румынии Думитру Бадья

Кристина Марабян