На территории Джавахети национальный парк был создан, чтобы принести пользу природе и людям, все ожидали развития близлежащих сел, однако спустя 7 лет результаты неоднозначны.

Национальный парк и население Джавахети

Национальный парк Джавахети 7 лет как является реальностью в жизни населения Джавахети, однако как показывает опрос, не все живут в этой реальности. Были опрошены 70 человек в социальных сетях жителей Ахалкалаки, и случайные прохожие на улицах города. Из них только 8 человек знают, что такое Национальный парк Джавахети, почему он действует и где находится.

Однако в селах, которые находятся во вспомогательных территориях Национального парка Джавахети, то есть рядом с охраняемыми территориями, население знает о Парке и имеет свое отношение и мнение.

Nscionalni park1

Изначально идея Национального парка, куда входят и большие пастбища, не вызвала “воодушевление” у местных жителей, так как охраняемость территорий означает и ограничения в их использовании. После того, как официально был открыт Национальный парк Джавахети, население сел, входящих в число вспомогательных территорий выражало свое недовольство митингами и протестами.

“На самом деле, когда только-только создавали Национальный парк, населению обещали, что вот пастбища ваши, территории для сенокоса ваша, которые и до сегодняшнего дня в руках каких-то людей. Так-как только земледелием мы ничего сделать не можем и у нас в основном скотоводство развито, поэтому для нас Национальный парк был не выгоден. Они говорили, что поголовье должно быть по норме, а в какой-то сезон скот мог пастись на этих территориях, в какой-то нет”, – говорит депутат сакребуло Ахалкалакского муниципалитета Вардан Папоян.

Nacionalni park 5

На сегодняшний день по вопросу пастбищ есть определенный консенсус между населением и Национальным парком, люди пользуются, пасут свой скот, а также косят траву. Однако есть ограничения, по которым никакого консенсуса скорее всего не может быть.

Nacionalni park 3

Охраняемые озёра и население

Для карцахцев озеро Хозапини (Карцахи) всегда было доступным. Местные ловили рыбу, раков, продажа улова приносила некоторым сельским жителям основной доход, на которые они содержали семьи. Однако все поменялось за последние 3 года.

По информации Агенства охраняемых территории зафиксировано примерно 85 случаев браконьерства на охраняемых территориях Джавахети, также зафиксировано 65 случаев рыболовства, охоты и передвижения с оружием. По обвинению в браконьерстве за последние два года, по словам жителей Карцахи, были задержаны 7 человек из этого села.

“Озером пользоваться не можем, как только приблизимся к озеру, пограничники приходят задерживают, потом зовут полицию и это все по причине Национального парка. Дело в том, что ловить рак возможно только раколовкой, не сеткой и не удочкой. Кто-то ловит для себя, кто-то на продажу, в селе работы нет. А ущерб они оценивают по европейским ценам, а разве у нас европейские зарплаты, что европейские цены требуют? Это озеро принадлежит нашему селу. Когда возникают проблемы, никому до нас дела нет. А все природное богатство Карцахи хотят к рукам прибрать. Так ведь делать нельзя. У нас нет ничего, нет работы и природа наш единственный способ заработка”, – говорит один из жителей Карцахи.

Покрытие ущерба только за ловлю рыбы и раков составляет от 2000 до 50 000 лари в зависимости от размера улова, и это не считая штрафы. За один килограмм рака цена ущерба составляет 70 лари, хотя на рынке килограмм рака стоит 17-18 лари.

По причине задержания 2 браконьеров из села Карцахи в июне месяце этого года, дорога ведущая в Турцию была закрыта местными жителями, которые требовали отпустить молодых людей и разрешить ловить рыбу и раки раколовками, приводили доводы, что в соседней Турции ловля раков и рыбы разрешена из озера Хозапини (Карцахи), который на половину находится на территории Турции.

xozapin 5

В целом на Охраняемых территориях Джавахети не запрещается ловить рыбу удочкой, но использовать сетку или раколовку нельзя. Ловлю раков жителям Карцахи и вообще на охраняемых территориях конечно же не позволили, однако уже в суде, задержанных двух браконьеров оштрафовали, но обнулили сумму ущерба, так как пойманный ими улов рака был пущен обратно в озеро Хозапини (Карцахи). После этого пока обострения в этом вопросе не было.

Обещания и результаты

В Агенстве охраняемых территории объясняют, что все ограничения введены для охрана природы, флоры и фауны, а для того, чтобы эти нормы не нарушались, в этом помогает Уголовный Кодекс Грузии.

“В результате создания охраняемых территории значительно улучшилась экологическая ситуация, что улучшает качество воды, почвы и воздуха. Это оказало положительное влияние на развитие туризма в сельской местности, что способствует производству экологически чистых продуктов. Кроме того, в 2011 году, когда были созданы охраняемые территории Джавахети, были созданы новые рабочие места, на котором заняты местные жители. А после создания административного центра для визитеров охраняемых районов Джавахети в 2015 году количество рабочих мест увеличилось, и соответственно, местные жители получили дополнительный доход”, – говорится в ответе на наши вопросы от Агенства охраняемых территории.

Ishak

Однако не все проекты были выполнены так, чтобы население почувствовало эффект. Село Карцахи было в числе сёл, которые должны были быть обеспечены питьевой водой в рамках программ Парка. Работы были проведены в сёлах Карцахи, Дадеш, Сульда, Бозали, Маленькие Ханчалы, Ждановакан, Самеба, Мясникян и Ефремовка, всего проект должен был охватить 4000 бенефициаров. Работы по реабилитации системы питьевой воды осуществлены при софинансировании Немецкого банка реконструкции и развития. Приблизительная стоимость проекта составила 450 000 евро. Ответственный за проведение работ считается грузинский филиал WWF (Всемирный фонд защиты природы).

Основной целью проекта было строительство или благоустройство внешней системы водоснабжения. В рамках проекта были сделаны основные объекты, были отремонтированы несколько резервуаров, построены хлораторы воды, вода была проведена от источников к селу, были построены скважины, сооружены соотвествующие насосы. В проекте не было строительства внутренней системы водоснабжения в сёлах, что уже сделали местные власти. Однако до сих пор в селе Карцахи вся надежда жителей на вырытые колодцы и сельские родники. По словам карцахцев, вода из водохранилища не пошла, да если и пошла бы они использовали бы для бытового пользования, а не для питья, поскольку вода в водохранилище закачивается из болота.

Почему водохранилище, посторенное в рамках программ Национального парка не оправдало надежд, на этот вопрос в Агентстве ответили, что разберутся, а позже сказали, что они встречались с местными жителями и узнали, что жители обеспечены водой. Местное руководство изначально не принимало работу Парка, однако позже муниципалитет принял и сейчас работает над проектом водоснабжения Карцахи.
xozapin3

Для развития туризма в 2014 году была реализована инициатива при финансовом содействии организации «Элкана», в качестве дополнительной части большой программы по созданию Национального парка Джавахети, в результате чего в сёлах, прилегающих к Национальному парку Джавахети появились 3 гестхауса. 2 в селе Сульда и один в Ждановке. В рамках этой программы обучались гиды, проводились тренинги, была оказана помощь для создания конного туризма, было создано производство ковров. Однако несмотря на это утверждать, что туризм в Джавахети развит, пока нельзя.

«Каждый год приезжали туристы, в этом году не часто замечаю их. Но нам от этого нет пользы. Какая может быть польза? Я не могу понять смысл пользы от туризма. Приезжают на своих машинах, прогуляются и уезжают. Не остаются здесь. Туризм у нас в селе не настолько развит, чтобы какой-то бизнес можно было поставить. Может быть из магазинов что-то покупают, но скорее всего привозят с собой что нужно. У нас в селе нет настолько возможностей, чтобы развивать туризм, население не настолько развито для этого. Говорили, что какую-то пекарню хотят построить, но в итоге ничего не сделали. Если бы они создали, что-то скорее всего возможно были бы работники, возможно кто-то из села поучаствовал бы. Стремились бы. Никаких преимуществ в итоге не появилось», – рассказывает жительница Бальшого Ханчалы Подосян Рая.

Когда только-только в 2010 году начались обсуждения о создании Национального парка Джавахети, Наири Ирицян был председателем Управы Ахалкалакского муниципалитета, нынче он занимает пост председателя сакребуло (Народного собрания) Ахалкалакского муниципалитета.

Национальный парк обеспечил работой 14 человек, среди них 9 рейнджеров. Гагик Маркосян рейнджер озера Мадатапа Ниноцминдского муниципалитета. Как рассказывает сам, свою работу делает с радостью и с удовольствием, ему в этом помогает вся его семья.

Планы на будущее

По информации Агенства охраняемых территории “Местные изъявили желание, чтобы озера Паравани и Сагамо также были включены в охраняемые территории. И следовательно представители охраняемых территории ведут переговоры с органами местного самоуправления. В настоящее время исследование территории ведется Агентством по охраняемым территориям и Фондом дикой природы (WWF). Будут подготовлены документы о том, соответствуют ли озера стандартам охраняемых территории”.

Также в будущем предполагается сделать 2 искусственных острова на озерах Хозапини (Карцахи) и Мадатапа, которые являются лучшим местом для пеликанов. Предполагается и строительство башни для наблюдения за птицами в тех же местах. Национальный парк Джавахети является настоящим жильем для птиц.

Nacionalni park 2

Национальный парк Джавахети был основан в 2011 году, на основе законодательства Грузии “О создании и управлении охраняемых территории Джавахети” и включает в себя Национальный парк Джавахети, озеро Бугдашен, болото Сульда, болото Карцахи в Ахалкалакском муниципалитете и озеро Мадатапа и Ханчали в Ниноцминдском. Общая площадь этих территории составляет 16 614 гектаров.

Nacionalni park 6

Кристина Марабян
Гаяне Акоджян