По разные стороны моста: особые потребности в Ахалкалаки


В Ахалкалаки люди с ограниченными возможностями еще более ограничены окружающими их условиями. Они и члены их семей постоянно встают перед проблемами передвижения, недоступности образования, влияния общественного мнения, недостатка финансов.

Между двумя реальностями

11 лет назад Мамикон был студентом в России. На каникулы приехал в Ахалкалаки. Мамикон не любит вспоминать о том, что произошло с ним. На мгновение замолкает, затем в двух словах коротко и конкретно рассказывает об аварии, произошедшей с ним. Вспоминая о переживаниях, он вновь становится неразговорчивым.

Mamikonn

«Жизнь очень сложная штука, просыпаешься и видишь, что ты больше не можешь ходить. Оказываешься между двумя реальностями. Сперва было очень трудно, но ничего другого не остается, как приспособиться», – отмечает Мамикон.

Сегодня у него нет серьезных проблем с социумом, но он даже врагу не желает видеть то, что он видел в своей жизни.

«У меня нет работы, нет такого места, где я мог бы работать. Если у человека нет работы, ничего не делает, не может свободно передвигаться, значит он изолирован, отрезан от общества. Люди принимают меня таким, но проблемы в нашем обществе, мышлении – многочисленны».

vijakagrutyun089

Ахалкалаки – одно из самых неудобных мест для людей, ограниченных в возможностях передвижения. Для того, чтобы встретится с другом, также имеющим инвалидность, Мамикон самостоятельно может добраться до моста. Мамикон живет в городе, а друг – в бывшем военном городке, который с городом соединен мостом. И каждый раз для того, чтобы встретиться, они совершают “спец операцию”. Они могут самостоятельно добраться до моста и каждый из них ждет проходящих мимо людей, чтобы попросить о помощи.

«В действительности есть место, пандус предусмотрен, но он настолько узкий, что никакая коляска не помещается. У нас все носит формальный характер. Иногда удивляюсь, неужели при строительстве нельзя было нормально построить», – говорит Мамикон.

Он говорит, что в Ахалкалаки не обращают внимания людям с ограниченными возможностями. Единовременная помощь или внимание бывают, и этим все ограничивается. Нет даже такого места, где могли бы собраться люди с одинаковыми проблемами, говорить, обсуждать, чем-то заниматься и чувствовать себя полезными.

Говорящая тишина Сашки

Правда, Саша идет в школу, но писать или читать не умеет. Он только английскими буквами может писать имя и фамилию, а это благодаря компьютерным играм и программам. Мать отмечает, что в детстве не любил ходить в школу, постоянно убегал с уроков. Причина очевидна – ребенок не слышит, не понимает и ему неинтересно. Сейчас намного дольше сидит на уроках.

Хотя в школах внедрено инклюзивное обучение, однако Сашка в школе ничего не учит, поскольку специального учителя для него нет. У Сашки большой интеллектуальный потенциал, он с детства питает большую любовь к компьютерам, часами изучает и занимается разными компьютерными программами.

sash

У 11-летнего Саши Чивчяна с детства проблемы со слухом. Ребенку было 1,5 года, когда родители заметили, что он не реагирует на окружающие голоса. Сегодня он слышит всего лишь акустические сигналы и то посредством слухового аппарата. Его речь также не развита.

Хотя мальчик не слышит и не разговаривает, тем не менее это не оказывает никакого влияния на его общение. Родители отмечают, что у ребенка нет проблем с интеграцией в обществе. Мальчик в полицейской форме, кепке, на велосипеде и улыбающийся всем прохожим – это Саша. В селе все его любят и единодушно говорят о доброте его души.

Мать Саши Марине рассказывает с какой теплотой и вниманием он заботится о своих двух маленьких братьях.

«Бывает, что не успеваю с домашними делами, или же нужно в школу пойти, тогда оставляю младшего сына на попечении Саши и он присматривает за ним. Он сам очень осторожен и добр».

Инклюзивное образование осуществляется, однако в этой области ещё многое надо сделать.

В общеобразовательных школах Грузии учится 7 950 учеников, нуждающихся в специальном образовании. Инклюзивное образование осуществляется во всех публичных школах Грузии, без исключения. Об этом сообщает Министерство образования и науки.

В 12 общеобразовательных школах существует класс интеграции для учеников, страдающих аутизмом, сенсорными нарушениями и различными отклонениями. Например, в детской Центральной больнице имени Иашвили осуществляется специальная образовательная программа для госпитализированных детей с тяжелыми хроническими заболеваниями.

Министерство сообщает, что с этого года будут созданы специальные вспомогательные руководства и образовательные ресурсы для поддержки инклюзивного образования. И с целью повышения общественного сознания предусмотрено специальное руководство.

Для просмотра чисел из статистики учеников с особыми потребностями в Самцхе-Джавахети подведите курсор к столбцам.

Статистика учеников с особыми потребностями в Самцхе-Джавахети
Infogram

По данным Министерства образования и науки, инклюзивное образование предоставляется во всех школах по всей стране, но многие школы в Ахалкалаки не имеют внутренних удобств: пандусов, санузла, спортивных залов, учителей-специалистов, имущества, профессиональных ресурсов и другое.

Стереотипы, которые не хотят ломать сами родители

Многие родители детей с ограниченными возможностями в Ахалкалаки стыдятся выводить своих детей в общество, зачастую опасаясь плохого обращения общества, поскольку дети с особыми образовательными потребностями считаются больными и неспособными.

Ерануи Макарян уже 10 лет работает с детьми, нуждающимися в особом образовании. Она преподает в школе имени Туманяна и в Центре реабилитации.

В разговоре с Jnews она сказала:
«Есть стыд, как в советские времена старались избежать огласки в обществе, что дома есть такой ребенок. Второе, на мой взгляд, это то, что общество не готово принять. Родители не хотят, чтобы над их детьми смеялись или долго смотрели. Вторая причина – в развитости родителя, поскольку родитель не осознает, что вместо того, чтобы запирать
ребенка, нужно вводить в общество, поскольку общение является первым условием для развития ребенка. Человеку, как социальной личности, необходимо общение. Без общения нормальный человек не может развиться, куда уж ребенку, имеющему проблемы».
Голосовой комментарий (арм.)

Гору (имя изменено) уже 7 лет и он должен был пойти в первый класс 17 сентября, но… В следствие тяжелых родов матери Гор прикован к инвалидному креслу. У него несколько проблем. У ребенка повреждены нервы, конечности, мозг слабо развит.

Родители неоднократно обращались к врачам, но до сих пор не имели ощутимых результатов. «Что делать, лелеем надежду, что что-то изменится, хотя-бы позвоночник немного окрепнет, он сможет нормально сидеть. Врачи говорят, что они бессильны, но как может родитель сидеть сложа руки? Даже если всего 1% шанса есть, то ты должен надеяться», – говорит мать Гора.

Она с влажными глазами говорит, что ребенок не ходит в школу как остальные. Причин множество, но они выделяют две: боятся реакции окружающих и чтоб ребенок не почувствовал от этого себя плохо.

«Мы не пойдем в школу, все будут обсуждать состояние моего ребенка. Нет, вы не сможете уговорить нас, мы живем в селе, тут не похоже на город. Остальные тоже дети, а если вдруг неосознанно оскорбят моего ребенка. Я дома все сделаю, мы рисуем карандашом, знаем цифры, потихонечку постепенно все выучим», – сказала мать Гора.

Центр реабилитации

10-15% населения Грузии – люди с ограниченными возможностями. А в Ахалкалаки и селах примерно 1500 человек живут с ограниченными возможностями, в их числе 80 – дети от 1-18 лет, имеющие в основном умственную отсталость или прикованы к креслу. Однако всего 10 детей посещают Центр реабилитации, действующий в Ахалкалаки.

cucahandes

Уже 7 лет при Викариате ААЦ Самцхе-Джавахети действует Центр реабилитации, где три дня в неделю проводятся специальные занятия для детей. Дети сами готовят разные предметы из бархатных листов, глины и других материалов, и раз в год организуют выставку-продажу.

Рузанна Еремян, особый специалист Центра реабилитации в Ахалкалаки, отмечает:
«Рост детей заметен как с нашей стороны, так и в обществе. У нас был ребенок, который не мог сидеть вообще, у нас был ребенок, который не мог держать простой карандаш или ручку, говорить, рисовать или выражать чувства, но теперь многие из них могут делать всё, всё, что им необходимо – они могут делать, один хорошо, другой чуть хуже. 
Когда только начинали, было довольно сложно. Скажу, что родители не приводили детей в Центр, если в этот день бывали съемки, или же приезжали гости из других мест, то есть, у них было то чувство, что для них это большой недостаток».
Голосовой комментарий на армянском языке

Возможности, которые определяют финансы

Шестилетняя Джульетта страдает от церебрального паралича, и, вернувшись после восстановительного курса уже может ходить с помощью матери. Для того, чтобы немного облегчить состояние маленькой девочки её периодически надо возить на реабилитационные курсы. По заверениям врачей, ребенок должен периодически принимать до 5 курсов, чтобы ощущалось значительное изменение, но родители Джульетты не могут платить за лечение.

Джульетта любит смотреть мультфильмы. Она мечтает подобно любимой героине – Красной шапочке, самостоятельно ходить и бегать. Как только она сможет самостоятельно ходить, то первым делом она одна отправится в дом своей бабушки.

petrosyan J

Из социального отдела мэрии Ахалкалаки сообщили, что с январе 2018 года 1400 социально необеспеченных граждан региона получили единовременную поддержку, а 106 из них – люди моложе 18 лет и имеют инвалидность.

Согласно данным Агентства социальной службы, в Ахалкалаки 872 человека получают государственные пособия в Ахалкалаки. Более детально, о категориях по инвалидности можете ознакомиться по ниже приведенным данным.

Статистика, Инвалидность в Ахалкалаки
Infogram

Ограничения, которые человек имеет из-за здоровья, могут по крайней мере немного облегчить общество и правительство, в случае проявления воли и осуществления надлежащей работы.

Агуник Айвазян