Институт толерантности и многообразия (TDI) исследовал и опубликовал отчет относительно строительства, идущего в районе церкви Шамхорецоц Сурб Аствацацин в Тбилиси. Ниже изложен перевод материала.

«Институт толерантности и многообразия (TDI) исследовал дело о текущем строительстве в районе церкви «Шамхорецоц Сурб Аствацацин» в Тбилиси. TDI считает, что разрешение, выданное на строительство, выдано с грубым нарушением закона. Данная проблема демонстрирует безразличное отношение государства к культурному наследию, представляющему религиозную ценность».

На сегодняшний день, Епархия Армянской Апостольской Православной Церкви в Грузии (в дальнейшем – Армянская Апостольская церковь) требует у государства возвращения 6 церквей, конфискованных в Советский период. Эти церкви нефункционирующие и именуются «спорными церквями», поскольку грузинский патриархат также на них претендует. 5 этих церквей находятся в Тбилиси, а одна расположена в муниципалитете Ахалцихе.

Церковь Шамхорецоц Сурб Аствацацин Кармир Аветаран (Красного Евангелия), датируемое XVIII веком, находится в районе Авлабари в Тбилиси на улице Фигнера 21 (прежняя ул. Преображенская). В результате землетрясения в 1989 году здание частично было обрушено. По сведениям Армянской Апостольской церкви, никаких реабилитационных работ не проводилось по сей день. В 2007 году церкви был присвоен статус «культурного наследия». Помимо этого, руины находятся в зоне исторического развития Тбилиси, что уже является дополнительным гарантом защиты на законном основании.

Рядом со стеной храма (приблизительно на расстоянии 4-5 метров) осуществляется строительство, которое игнорирует установленные нормы культурного наследия.

Текущее строительство:

1. Представляет опасность для армянской церкви, находящейся в безнадежном состоянии, представляет высокую опасность для окончательного разрушения здания.

2. Загораживает вид на церковь, тем самым уменьшая ее значимость. Игнорирует архитектурные нормативы исторических областей.

Строительство трехэтажного здания рядом с церковью началось 5 декабря 2016 года и продолжается до настоящего времени. Строительство проводится с применением тяжелой техники, в результате возникших толчков повредился фундамент храма. В ходе рытья ям был полностью уничтожен ряд культурных слоев.

Недалеко от церкви уже имеются разбитые куски с развалин кирпичной стены, куски стен и керамический мусор, что подтверждает наличие здания под землей. Тем не менее, согласно данным Агентства охраны культурного наследия, после повреждения стало невозможным оценка/исследование степени ущерба.

Согласно TDI, ответственные административные органы по-прежнему продолжают высказывать поверхностное и безразличное отношение к возникшей угрозе.

Согласно информации, предоставленной TDI Службой надзора мэрии Тбилиси в телефонном разговоре, Агенство охраны культурного наследия не предоставило конкретных доказательств ущерба, нанесенного памятнику культуры. Исходя из этого аргумента, Служба надзора мэрии Тбилиси не потребовала прекращения строительства.Параллельно, при выдаче разрешения на строительство были проигнорированы имеющиеся обстоятельства.

С целью охраны памятников, считающихся культурным наследием, закон Грузии «О культурном наследии» предусматривает защитные зоны, что, в свою очередь, подразумевает недвижимость рядом/или на территории культурного наследия согласно порядку, установленного законом, на данной территории, действует особый эксплуатационный режим, целью которого является защита памятников культурного наследия в этой зоне от нежелательных последствий. Частная защитная зона памятников определяет также площадь территории, прилегающей к памятнику, которая состоит из физической и визуальной зоны защищенности и предназначена для физической и визуальной защиты памятника.

Площадь физической защиты памятника это территория, окружающая памятник, где любое действие может физически повредить памятник или прилегающие к нему территории. Зона физической защиты памятника легко определяется – в два раза больше высоты памятника. Если принять во внимание тот факт, что церковь Шамхорецоц до разрушения была одной из самых высоких церквей Тбилиси, то защитная зона, которая ей предоставляется автоматически, является довольно большой территорией. Важен также тот факт, что статья 3 закона №36 «О культурном наследии» запрещает любой вид деятельности в зоне физической защиты, которая угрожает или наносит серьезный ущерб памятнику, или ставит под удар его видимость и применение.

Кроме того, как уже отмечалось, помимо зоны физической защиты памятника культурного наследия есть также зрительно-визуальная защитная зона. Зоной зрительно-визуальной защитной зоной является та территория, куда входит зона физической защиты и его изменение может повлиять на историческую среду памятника и/или с точки зрения полного восприятия памятника. Согласно закону, визуальная защитная зона церкви Шамхорецоц имеет радиус 300 метров. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 закона №36 «О культурном наследии» в зоне визуальной защиты запрещается осуществлять деятельность, которая может нанести ущерб исторической среде формирования памятника, помешает оптимальному виду памятника, его полному восприятию и уменьшит его значимость.

С учетом вышесказанного следует, что во время выдачи разрешения на строительство была нарушена статья закона №36 «О культурном наследии». Были проигнорированы как зоны визуальной, так и физической защиты памятника.

Церковь Шамхорецоц также расположена в защитной зоне исторических зданий в Тбилиси, что еще более усложняет процесс и процедуру выдачи разрешения на строительство в зоне защиты. В частности, 37 пункт закона «О культурном наследии» только в особых случаях разрешает строительство в указанных зонах: если строящееся здание заменяет находящееся в аварийном состоянии здание, представляющее историческую и художественную ценность, руины, или инженерно-соединительную стоуктуру, или если благоустраивается деградированный городской слой.

Указанное строительство в зоне исторических памятников не соответствует требованиям положений, установленных законом, не заменяет исторически-ценное здание в крайне аварийном состоянии, также не улучшает деградированный городской слой. Напротив, строящееся здание в соседстве с уникальным архитектурным памятником вносит диссонанс в исторически сформированную среду.

Наряду с этим, изменения, урбанизация или другие возможные градостроительные изменения в исторически созданной череде улиц в защитной зоне исторических зданий допустимо только на основе научных доказательств и соответствующих проектов, максимально приближенных к историческому облику.

При исследовании документов Министерства культуры и охраны памятников Грузии выясняется, что текущее строительство в исторической зоне не соответствует требованиям о проведении археологического исследования до предоставления разрешения на строительство, что подтверждается культурным слоем, найденным во строительства. Несмотря на это, Департамент культурного наследия министерства Министерства культуры и охраны памятников Грузии вынесло 2 февраля 2014 вынесло положительное заключение относительно строительства по соседству с церковью.

В действиях архитектурной службы мэрии Тбилиси и Министерства культуры и защиты памятников Грузии – выдачи разрешения на строительство – были проигнорированы как закон Грузии «О культурном наследии», так и стандарты законного использования материальных ценностей, определённым Общим административным кодексом Грузии.

1. Административно-правовой акт не должен противоречить закону.
2. Административный орган обязан изучить среду, имеющую важное значение для данного дела, и вынести решение на основе оценки и заключении влияния многосторонних воздействий.
3. Новое или продолжающееся строительство, в том числе и восстановление руин здания, должно быть осуществлено по итогам оценки и исследований воздействия на соседние руины. Проектировщик и строитель должны обеспечить принятие всех необходимых мер для предотвращения возможных нарушений и повреждений.

Жалоба Армянской Апостольской церкви на разрешение строительства фактически не является возможной. Согласно Законодательному акту Грузии, выразить протест имеют право только те лица, которые считаются заинтересованными лицами на юридической основе (в этом случае – с разрешением на строительство) с точки зрения причиненного ущерба.

Поскольку церковь «Шамхорецоц Сурб Аствацацин» находится под юрисдикцией государства, Епархия Армянской Апостольской Православной Церкви в Грузии не имеет рычагов для требования на юридическом уровне защиты и/или собственными силами осуществлять надзор. Армянская Апостольская Церковь лишена возможности требовать признания недействительным разрешение на строительство в непосредственной близости от церкви. Несмотря на это, Армянская Апостольская Церковь пытается спасти церковь «Шамхорецоц Сурб Аствацацин». Она предоставила сведения об опасности мэрии Тбилиси и в Агентство по охране культурного наследия.

ААЦ на основании письма TDI обратилась в мэрию Тбилиси с просьбой расследовать данный вопрос. Наряду с этим, принимая во внимание то, что в рамках строительства присутствуют признаки уголовного преступления (намеренное или непреднамеренное причинение ущерба или уничтожение археологических объектов). Следует отметить, что 8 февраля 2017 года Агентство направило письмо в архитектурную службу мэрии Тбилиси, с намерением получить информацию о возможно незаконном строительстве по адресу Исани 18, однако не получило ответа до нынешнего момента.

Министерство внутренних дел Грузии еще не предоставило TDI информации о том, начато ли расследование данного дела или нет.

Исходя из вышесказанного, TDI призывает:

1. Министерство внутренних дел Грузии приступить к объективному и эффективному расследованию дела о незаконном строительстве по соседству с памятником культурного наследия.

2. Службу охраны национального культурного наследия защитить памятник, находящийся в аварийном состоянии, подготовить программу восстановительных работ, незамедлительно предоставить соответствующим административным органам информацию относительно негативного воздействия, которому подвергается памятник культуры.

3. Службу надзора мэрии Тбилиси остановить строительство здания, разрешение на строительство которого было предоставлено с нарушением закона.

4. Мэрию Тбилиси, Архитектурную службу и Министерство культуры и охраны памятников публично предоставить детальную информацию и юридически обосновать законность выдачи разрешения на строительство вблизи памятника культурного наследия.

5. Министерство культуры и охраны памятников исполнять свои обязанности, предусмотренные законом – защищать и сохранять памятники культурного наследия, проводить систематический контроль, предотвращать уничтожение памятников культурного наследия.