Закон “О прозрачности иностранного влияния”, по объяснениям юристов, нарушает принцип “обратной силы закона”, по которому человек совершил нарушение тогда, когда это не считалось нарушением. По словам юристов, принцип “обратной силы” закона также запрещён по Конституции Грузии.

Закон “О прозрачности иностранного влияния” нарушает Конституцию Грузии, так считают, не только 122 НПО, но и президент Грузии Саломе Зурабишвили, которые подали иск в Конституционный суд Грузии на парламент страны за принятие дискриминационного закона. Среди перечисленных нарушений прав, отмечается и “обратная сила”.

“Обратная сила” закона распространяется на отношения и действия, которые осуществлялись до его принятия. То есть человек/организация совершил действие тогда, когда это действие еще не считалось нарушением по закону. Если, например, организация, получающая финансирование (более 20%) из-за рубежа, не желает считаться т. н. иноагентом, и она готова отказаться от иностранного финансирования, чтобы не оказаться в реестре иноагентов, то это не поможет, так как если она в 2023 году получала иностранное финансирование, она всё равно должна оказаться в реестре.

Во многих странах законодательство “ex post facto” категорически запрещено или ограничено в том смысле, что может только применяться для облегчения состояния человека. “Закон обратной силы” также считается нарушением по Конституции Грузии.

“Закон говорит, что если ты получил финансирование более 20% от иностранного источника, иностранной силы в 2023 году, это значит, что ты агент. Но здесь есть одно но, когда в 2023 году НПО или СМИ получали это финансирование, они же не знали, что будут считаться агентами? Закон приняли 2 месяца назад и силу закона распределили на прошедший год. То есть говорят, что вы были агентами, тогда когда закон не был принят, идите и регистрируйтесь, а если отказываетесь, то вас оштрафуем на 25 000 лари, на 10 000 лари и т.п. По существу это нарушение 9 пункта 31 статьи Конституции Грузии”,- говорит юрист Андраник Минасян.

9 пункт 31 статьи Конституции гласит – “Никто не несет ответственности за деяние, которое не считалось уголовным преступлением на момент его совершения. Закон, если он не смягчает и не отменяет ответственность, обратной силы не имеет”.