Предстоящие парламентские выборы 26 октября 2024 года будут краеугольными для будущего страны, как в вопросе внутренней политики, так и внешней. Jnews попросил политолога фонда Рондели Гиоргия Бадридзе представить три возможных исхода выборов и описать, что будет со страной при таких результатах.

 Если большинство получит “Грузинская мечта”

“Они уже четко обрисовали наши перспективы. Грузия будет совершенно изолирована от своих традиционных, западных, настоящих партнеров и будет обречена на то, что Россия, Китай будут решать наши отношения.

Изменения анонсированы – это закручивание гаек, совершенно свертывание оставшихся демократических свобод. Для чего был принят этот (ред. – “О прозрачности иностранного влияния”) закон. На сегодняшний день уже давно Иванишвили имеет прямой и тотальный контроль над исполнительной властью, над законодательной властью и над судом. И он решил эту власть распространить на последний “островок свободы” в Грузии – это независимые СМИ и независимые неправительственные организации”.

Коалиционная власть 

“Лучший сценарий, по которому должна себя вести новая власть – это хартия, которую предложила президент Зурабишвили. Она дает нам план действий по демократическим реформам, по экономическим реформам, по вступлению в ЕС и укреплению наших связей с нашими партнерами. В первую очередь, хартия основывается на укрепление демократических институтов этой страны.

К концу этого года мы будем знать, будем ли мы российской провинцией со всеми вытекающими внутренними политическими выводами, в том числе экономическими. Потому что те экономические потоки, которые мы получаем от западных наших партнеров, о которых “Грузинская мечта” не очень распространяется. Огромное количество инфраструктурных проектов, которые финансируется западом, культурных и других. Грузия не будет не только не демократической, изолированной страной, но и еще намного и беднее.

Элита, которая связана с экономическими интересами, с Иванишвили и его коррупционной системой, они рассчитывают на какие-то другие свои компенсации, но даже они уже видят не очень сладкую перспективу. Они хотели отгородить Грузию от Европы, в то время как получать все блага запада только для себя и для своих семей. Теперь это уже, как мы видим, несовместимо, об этом свидетельствуют санкции”.

Если победит одна оппозиционная партия

“То, что одна партия не выиграет – это мы можем заключить из того, что мы знаем, что нет такой одной партии, которая бы пользовалась решающей поддержкой в обществе Грузии. Но с другой стороны, есть вариант, что оппозиция не сможет сформироваться, как реальная, объединенная альтернатива, которая бы представила нашим гражданами возможность выбрать, как на референдуме. Я считаю, что эти выборы должны стать референдумом. Где человек выбирает не конкретную партию, а курс.

Без этого закона Иванишвили скорее всего без особого труда выиграл бы выборы. По-моему, его выбор был основан на том факте, что оппозиция из себя представляла очень плачевную картину. Это были слабые и раздробленные политические группы, которые чаще ссорились друг с другом вместо того, чтобы критиковать правительство. Если это изменится, если граждане Грузии получат настоящую альтернативу, то это и будет гарантией того, что не одна какая-то единственная партия получит всю власть, власть должна попасть в руки коалиции. С условиями, которые общество будет само решать”.