Лари обесценивается с каждым днём, интервенции Национального банка Грузии не особо сказываются на курсе национальной валюты, почему так происходит, что влияет на этот процесс, почему укрепляются те или иные иностранные валюты, об этом и о многом другом JNEWS побеседовал с профессором, экспертом фонда “Рондели” по экономическим вопросам Владимиром Папава.

Почему падает курс лари, какие факторы влияют на это?

– На обменный курс национальной валюты, как правило, влияют многие факторы, экономические и другие. Например, изменения международных отношений, ухудшение политической ситуации, нестабильность – все это отражается на обменный курс любой национальной валюты. Вы знаете, что в Грузии был принят закон “О прозрачности иностранного влияния”, согласно закону, многие неправительственные, некоммерческие организации, а также СМИ, которые имеют более 20% иностранного финансирования, должны отчитываться и публиковать свои декларации.

Некоторая часть общественности относится к этому отрицательно. Начались протесты против принятия этого закона. Одновременно с внутренними протестами были также заявления наших западных партнёров, как Евросоюза, так и США, которые также критиковали наше правительство, чтобы закон не был принят Парламентом. Все это повлияло на стабильность и политическую ситуацию в стране, и это, в свою очередь, повлияло на курс лари. Что касается чисто экономического аспекта, то надо сказать, что Грузия достигла высокого темпа экономического роста. Инфляция умеренная, в пределах 3%. Экономический рост в течение первого квартала в пределах 7%, то есть для колебания курса лари экономических основ в стране нет.

На обесценивание лари повлияла политическая нестабильность, которая в течение последних месяцев повлияла на Грузию и на отношение за границы к Грузии.

За месяц Национальный банк осуществил крупные интервенции, почему это никак не стабилизировало курс лари?

– Что касается интервенций Национального банка Грузии, то это соответствует тем правилам, которые приняты международной практикой, когда Национальный банк старается поддержать стабильность национальной валюты. Политическая нестабильность, упреки в сторону Грузии продолжаются, это влияет на нестабильность. При этом мы должны учитывать тот факт, что очень скоро, в конце октября в Грузии будут Парламентские выборы. Оппоненты (ред. – правящей партии) имеют определенную поддержку из-за рубежа, и все это накаляет политическую ситуацию.

Что ещё может сделать Национальный банк для стабилизации курса национальной валюты?

– Это поддержка обменного курса национальной валюты с помощью превенции, чтобы курс не сильно падал. Мне представляется, что Национальный банк поступает очень умеренно, в течение двух месяцев потрачено 160 млн долларов, если учесть, что в течение первого квартала национальный банк уже закупил из валютного рынка Грузии 280 млн долларов, то потраченные более чем 160 млн. долларов – это укладывается в ту сумму, которая получена Национальным банком в результате крупного вложения валюты в Грузии.

Самое главное – поправить политическую ситуацию, разрядка политической ситуации – это единственный метод. Парламентские выборы скоро и разрядка политической ситуации поможет. Вместе с этим, грузинскому правительству, политическим лидерам Грузии надо перезагрузить свои отношения с западными странами, особенно с Евросоюзом и США, создать новые контакты, новые отношения, чтобы как-то политически успокоить тот шум, который есть в настоящее время вокруг Грузии.

Как долго может лари обесцениваться?

– На этот вопрос никто не может ответить. Общим прогнозированием национальной валюты никто в мире не занимается, это, в принципе, невозможно, все зависит от того, как скоро Грузия сможет наладить политическую стабильность в стране. Когда вот эти шаги, которые влияют на нестабильность лари, исчезнут с повестки дня.

Чисто с политической точки зрения, падение лари по отношению к евро, доллару понятно, а почему укрепляется также рубль по отношению к лари?

– Это, по всей видимости, стратегия Центрального банка России, максимально способствовать укреплению своей национальной валюты.