После принятия закона “О прозрачности иностранного влияния” отношения Грузия-США перешли на новый уровень – конфронтационный. Jnews попросил старшего научного сотрудника Грузинского фонда стратегических и международных исследований (Фонд Рондели) Гиоргия Бадридзе объяснить ситуацию по этим отношениям с экспертной точки зрения.

Представляем обзор ситуации от эксперта:

“Совершенно недавно Грузия получила настоящую возможность интегрироваться в ЕС, до этого мы говорили о сотрудничестве, теперь мы говорим о членстве. Отказ от реформ (демократических реформ для вступления в Евросоюз) совершенно четко основан на интересах лично Иванишвили, который считает перспективу сохранения власти в Грузии в связке с его контролем над ветвями власти, а олигархический контроль он не совместим с принципами Евросоюза. Это было очень четко сформулировано в 12 приоритетах (ред. – рекомендации Евросоюза на пути вступления Грузии в ЕС) от которых остались 9. Но эти 9 приоритетов связаны с верховенством закона, со стилем управления страной и в том числе с политическими приоритетами. Приоритетом Иванишвили выбрал сохранение власти недемократическим путем, поскольку, еще раз повторю, интересы олигархии расходятся категорически с демократическими принципами. Это является главной основой конфликта и этот конфликт не ограничен отношениями с ЕС.

США – главный спонсор, партнер Грузии на протяжении десятилетий. США основывались  в своих отношениях с Грузией на предпосылке того, что Грузия строила демократическое общество и демократическую систему. США могут сотрудничать с не демократическими странами, но для этого должны существовать геополитические другие интересы. Грузия не является Саудовской Аравией, главным интересом США.  В сотрудничестве с Грузией, было то, что мы имели претензии на то, что мы строили демократическое государство. Да, мы также имеем некоторую геополитическую ценность, но переоценивать её не стоит.

В США рассматривается законопроект по поддержке демократии в Грузии, называется “друг” (მეგობარი) и он имеет две стороны. С одной стороны, это пакет мер по поддержке Грузии, по углублению экономических связей и введению безвизового режима, в случае продолжения демократического курса, западного курса. И с другой стороны – это пакет санкций. Часть этих санкций уже введены – это, в основном, визовые ограничения для инициаторов этого антидемократического, антизападного закона. Если Грузия выбирает продолжения западного, демократического курса, у нас есть все возможности получить намного больше поддержки и со стороны Европы и США. И в конце 2030 года Грузия может быть членом Евросоюза. Может иметь гарантии безопасности США, например свободная торговля с США и безвизовый режим с США. А альтернатива, если эта власть остается и продолжит антизападный курс – это становление Грузии не состоявшегося государства, провинции России, изолированной”.

О смене внешнеполитического курса Грузии и схождении с пути к евроинтеграции эксперты, гражданское общество, а также мировое сообщество активно начало говорить после того, как в Грузии был повторно инициирован законопроект “Об иноагентах”. После первого инициирования в 2023 году и сильной реакции гражданского общества в виде постоянных акций протеста и мирового сообщества в виде заявлений правящая партия отозвала обратно законопроект. Однако в 2024 году инициировала повторно поменяв только название. Несмотря на заявления международных, европейских и американских ключевых акторов о несовместимости данного закона с европейским путём Грузии и даже на санкции и обесценивание национальной валюты, закон был принят и отношения с западными партнёрами у Грузии сильно поменялись в отрицательную сторону. Закон “О прозрачности иностранного влияния” предполагает создание реестра организаций “проводящих интересы иностранных сил”, где должны зарегистрироваться все организации и медиа, которые получают финансирование (более 20%) от иностранных фондов или организаций. В обратном случае организация будет оштрафована и зарегистрирована против своей воли. Организации, входящие в данный реестр должны будут представлять финансовые отчёты. А также закон даёт право государственным структурам проводить проверки в организациях, если есть “подозрение”, что организация получает иностранное финансирование.