По программе ENPARD 2 в Ахалкалаком муниципалитете проводится проект по развитию сельских общин района, каковы особенности проекта, что будет сделано в рамках проекта до 2020 года и какие результаты ожидают осуществляющие проект в интервью с координатором проекта, сотрудником Института общественных дел Грузии (GIPA) Кетеван Рухадзе.

Департамент развития сельского хозяйства (GRDD) при Грузинском институте общественных дел (GIPA) в партнерстве с Mercy Corps, Elva Community Engagement и West Cork Development Partnership начинает осуществлять проект «Содействие новому подходу развития села в Ахалкалаки». Проект финансирует Евросоюз. Бюджет проекта 2 444 444 евро. Программа продлится до апреля 2020 года.

– Что из себя представляет программа ENPARD 2, чем она отличается от первой части?

ENPARD – Европейская программа содействия селу и сельскому хозяйству. Эта программа началась в 2013 году. Программа сперва была для усиления сельского хозяйства. Финансировались кооперативы. Сейчас начинается новая фаза, которая ориентирована на укрепление сельских общин, содействие усилению села. Программа была пилотирована в трех районах Грузии. Это – Боржоми, Лагодехи и Казбеги. Сейчас, когда уже есть хороший результат, мы начинаем второй этап ENPARD2. Мы выиграли грант для Ахалкалакского муниципалитета. Так что мы с четырьмя партнерами будем здесь работать в том числе с “Мерси Корпс”.

Будет ли данный проект проводится и в других районах Грузии, кроме Ахалкалаки?

ENPARD 2 финансирует три проекта. Такой проект начался в Дедоплисцкаройском районе в Кахетском регионе и в Тетрицкаройском районе в Квемо Картли. У нас очень амбициозный подход. Мы думаем, что будем лучше, чем предыдущие. Мы хотим, чтобы в Ахалкалаки проект был одним из наилучших.

Чем мотивирован выбор Ахалкалакского муниципалитета?

Мы выбрали Ахалкалаки, потому что в первую очередь мы работали в Самцхе-Джавахети, правда офис был в Ахалцихе. А еще нас мотивировал также наш партнер “Мерси Корпс”. Он уже 20 лет работает именно в Ахалкалакском муниципалитете. Еще мы выбрали этот регион, потому что здесь этнические меньшинства, и мы не боимся работать с меньшинствами, мы не боимся проблем, которые могут быть. И кроме этого мы думаем, что у этого региона есть потенциал развития туризма. Этот регион должен быть популярным не только картофелем, но и туризмом.

Как нам известно, одним из основных активностей проекта – это создание рабочей группы, которая будет сначало работать над созданием стратегии развития муниципалитета, а потом согласно этой стратегии будет решать какие проекты финансировать на месте. Как Вы будете создавать эту группу?

Сейчас у нас в Ахалкалаки идет информационная кампания. Мы посетили более 20 сел и до 15 марта закончим процесс информирования. Мы когда раздаем информационные брошюры, раздаем и аппликационные формы для членства в группе. Будут отобраны 30 человек. Еврокомиссия нам предлагает регуляции, по которым мы будем отбирать членов группы. Если спрос будет больше, чем ожидается, думаю будет маленький тест. Кроме прочего изначально будем учитывать то, что человек, который должен работать в этой группе, должен еще и уметь хорошо излагать свои мысли. В начале мая будет сформирована эта группа. В течение пяти месяцев группа будет работать над стратегией местного развития, как это сделать мы научим.

А кто может стать членом этой группы?

Люди, которым небезразлично развитие региона. До 15 марта они должны представить анкеты. Есть квота: 49% из 30 человек будут люди госучреждения, под этим понятием мы подразумеваем даже учителей, это те люди, которые получают зарплату из госбюджета. Остальные 51% – из негосударственного и частного сектора.

Какие субпроекты финансировать с целью развития Ахалкалаки должны решить именно члены данной групыы, а могут ли они сами вносить проеукты на финансирование?

Да, все могут и даже члены из группы. Просто когда комиссия будет рассматривать проект одного из членов группы, тот человек, который внёс не будет участвовать на голосовании. Проект принимается по большинству голосов. Мы из 30 человек сформируем группы, которые будут специфично иметь опыт в разных сферах. Они, как маленькая комиссия будут рассматривать эти проекты и потом представлять эти проекты на рассмотрение всей группе. Эта же группа решает какой проект финансировать. Конечно же будет и самоотдача. Будет контрибуция от авторов проектов, контрибуция будет маленькая для социальных проектов, например, но больше в бизнес проектах. Конечно это всё будет так, как решит группа, которая лучше знает экономическую ситуацию региона.

– Какова роль вашей организации в принятии решений со стороны группы?

На решение комиссии мы не можем влиять. Мы просто можем привести экспертов, чтобы они оценили, рассмотрели проект.
Мы будем обучать членов группы, будем проводить тренинги, чтобы они например знали, как рассмотреть проекты, как поставить оценки и т.д.

– Каков ожидаемый Вами результат данного проекта в целом?

Для меня большим результатом будет именно работа этой группы, потому что проект будет проводиться здесь, в любом случае деньги будут реализовываться здесь, но для меня большим скачком будет координация этой группы, когда над одним вопросом будут работать частный сектор, негосударственный сектор, местные власти, когда они научатся общаться и работать вместе.

Шушан Ширинян