В современном обществе права женщин стали активнее защищаться, что способствовало искоренению многих привычных в ахалкалакском обществе традиций, например, “кражи невест”. Вместе с тем, еще актуальны угрозы похищения и принуждение к замужеству. Зачастую девушки, боясь общественного осуждения, скрывают, что им кто-то угрожает или преследует, и это приводит к необратимым последствиям. Первый в Джавахети случай обращения в полицию по факту нежелательного “любовного преследования”  показал, что общество неоднозначно относится к такому пути решения проблемы.

Жительница села Пока Лилит Карапетян на своей странице в Фейсбук поделилась личной историей о том, что некий мужчина уже 2 месяца угрожает ей похищением, принуждает к браку, в связи с чем она решила заявить в полицию. Согласно посту девушки, она встретилась с широким общественным осуждением своего поступка в своём селе.

“Я через многое прошла, и теперь я не собираюсь слышать от вас, что обращение в полицию было неправильным шагом. Прошло более 2 месяцев с тех пор, как этот человек угрожал похитить меня, говорил, что я должна быть только его, он не боится ни тюрьмы, ни полиции, ни моих братьев!! Вчера я услышала, что мой брат пошел встретиться с этим “человеком”, сама пошла в полицию, брат пришел со мной, чтобы не оставлять меня одну. Как только я вернулась домой, разные люди встречаются с моим братом и повторяют, что мой шаг был неправильным!!! Мне все равно, берегите себя, я не буду молча смотреть на все это, потому что теперь из-за вашей «хорошей мужественности» девушкам придется жить с обидчиком или стать жертвой принудительного брака!!!”, – пишет Лилит.

Житель Ахалкалаки, на которого Лилит подала в полицию, был задержан. После он был освобождён под залог в размере 6000 лари. Прокуратура предъявила ему обвинение сразу по двум статьям: “принуждение к вступлению в брак” и “преследование”, за что подсудимому грозит до двух лет лишения свободы.

То, что девушка обратилась в полицию из-за “любовного преследования”, было негативно воспринято ее односельчанами и не только. Разные пользователи социальных сетей говорят, что “вопрос можно было бы решить другим путем” и что Лилит “поступила неправильно”.

Позднее, в своем интервью ниноцминдскому Радио NOR Лилит поделилась, что “не хотела, чтобы этого человека задержали” и хотела лишь, чтобы ему дали сдерживающий ордер.

В то время, как общественные мнения по этому вопросу разделились, факты из реальный жизни показывают, к чему может привести безнаказанность угроз. Случай, который несколько лет назад произошел в селе Олаверд Ахалкалакского муниципалитета, является явным тому доказательством – девушка была похищена против своего желания в день собственной помолвки с другим мужчиной.

Эксперт по гендерным вопросам Анаида Асатурян считает, что общество не должно осуждать действия девушки, которая пыталась обезопасить себя.

“Смотря какие угрозы, если эта девушка почувствовала угрозу, конечно, общество должно принять ее действия. Я не так подробно знакома с ситуацией Лилит, но я думаю, если человек не понимает словами, то надо обращаться в компетентные органы.

Есть люди, которые могут принять это, а могут быть и те, кто скажет, что она сделала неправильно, перечеркнула будущее парня. Однако надо понимать, что та девушка защищала себя, чтобы не играли с ее будущим. Если человеку угрожают, и он себя защищает, я думаю, не должно быть осуждения со стороны общества”, – комментирует эксперт.

Анаида отмечает, что благодаря введению наказания за похищение невест на законодательном уровне, такие случаи в последнее время почти прекратились: “Официальных данных у меня нет, но насколько я могу судить, живя в городе, видя, что происходит – случаи похищения уменьшились. Думаю, это связано с тем, что штрафуют, сажают в тюрьмы, это сыграло немалую роль. Также менталитет у людей изменился, теперь должно быть обоюдное согласие, общение, люди видятся, нормально женятся”.

Одна из жительниц Ахалкалаки, которая пережила стресс от нежелательного похищения, в разговоре с Jnews поделилась, что она рада тому факту, что девушки стали более активно защищать свои права.

“Сейчас, с моим сегодняшним мировоззрением, я могу сказать, что однозначно, это правильно, что девушки решают эти вопросы в рамках закона. Раз есть закон, то пусть через закон и решается. Тем более, что в законе все это предусмотрено, у женщин есть столько прав, почему этим не воспользоваться?”, – комментирует она.

По ее мнению, количество похищений “невест” уменьшилось вместе с введением штрафов за это, многие в ахалкалаки высказывают мнение, что эта законодательная инициатива пошла на пользу. В случае же угроз, а не реального похищения, девушка считает, что если есть возможность, то доводить до похищения не нужно, лучше сразу обратиться в полицию.

“Если есть реальные угрозы, а не так, слегка, то зачем доводить до похищения, лучше сразу обратиться. Я советую девушкам – никогда не надо стесняться или бояться этих шагов”, – говорит она.

Мужская часть общества, в основном, не приветствует решение проблемы через правоохранительные органы. Даже мужчины, которые склонны считать, что каждый имеет право защищать свои права, всё же полагают, что в подобных случаях предпочтительнее решение проблемы другим способом.

“Если парень нормально ухаживает и шутит про “украду”, а девушка не против, то зачем обращаться в полицию? А если девушка против, а парень реально угрожает, то точно надо предпринять меры, но я думаю, что без полиции. Можно просто попросить родных или друзей разобраться с этим вопросом. Если это не сработало, тогда да, стоит”, – комментирует он.

В то время как некоторые открыто обвиняют девушку, говоря, что ее поступок был способом пиара, а другие поддерживают ее и ставят в пример, в Джавахети открылась новая страница в вопросе защиты собственных прав и интересов, ущемляемых общественными устоями.