Предложения об отправке гуманитарной помощи в Нагорный Карабах с территории, контролируемой Азербайджаном, судя по всему, были поддержаны ЕС, что вызвало возмущение в Армении.
Поставки в регион неоднократно прекращались с тех пор, как в декабре началась блокада Лачинского коридора, а с середины июня ситуация вновь ухудшилась.
В субботу председатель Совета ЕС Шарль Мишель, по-видимому, поддержал предложения Азербайджана об отправке поставок через Агдам.
“Я подчеркнул необходимость открытия дороги в Лачин. Я также отметил готовность Азербайджана осуществлять гуманитарные поставки через Агдам”, – сказал Мишель.
Его заявление прозвучало после раунда переговоров с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым ранее в тот же день.
Лачинский коридор – единственная дорога, соединяющая Нагорный Карабах с Арменией. Азербайджан установил подконтрольный ему контрольно—пропускной пункт в начале коридора в конце апреля – шаг, рассматриваемый как нарушение соглашения о прекращении огня от ноября 2020 года, в котором говорится, что Лачинский коридор должен находиться под контролем российской миротворческой миссии в Нагорном Карабахе.
Поскольку регион столкнулся с нехваткой продовольствия и энергии в условиях блокады, Баку предложил направить гуманитарную помощь и предметы снабжения в Нагорный Карабах через Агдам.
Степанакерт быстро отклонил предложение Баку.
Заявление Мишеля было осуждено в Армении и Нагорном Карабахе, причем критики призвали к возобновлению работы Лачинского коридора вместо создания альтернативных маршрутов.
Азербайджан отвергает заявления о продолжающейся блокаде и гуманитарном кризисе в Нагорном Карабахе, несмотря на местные и международные сообщения, указывающие на нехватку продовольствия и медикаментов в регионе.
Во вторник пятнадцать армянских организаций совместно заявили, что у Лачинского коридора “нет альтернативы”.
“Вместо устранения первопричины гуманитарного кризиса обсуждение “альтернативных” маршрутов, таких как Агдам, отвлекает внимание международного сообщества от источника проблемы: незаконной блокады гуманитарного коридора правительством Азербайджана и политики этнических чисток”, – говорится в их ответе на заявление Мишеля.
Несколько организаций в Нагорном Карабахе также выступили в понедельник с более резким заявлением.
“Мы подчеркиваем и напоминаем, что поддержка, оказываемая ценой растаптывания достоинства людей в условиях гуманитарной катастрофы, не может быть принята от страны, которая не может предложить ничего, кроме ненависти, страданий и боли”, – заявили организации в Нагорном Карабахе.
Давид Бабаян, советник президента Нагорного Карабаха и бывший министр иностранных дел, осудил заявление председателя Совета ЕС, назвав его “опасным”.
“Есть решение международного суда [ООН], в котором говорится, что коридор должен быть [вновь открыт]”, – сказал Бабаян армянским СМИ. “Так откуда же взялся Агдам?”.
Тойво Клаар, специальный посол ЕС на Южном Кавказе, также поддержал предложение Баку предоставить Нагорному Карабаху гуманитарную помощь через Агдам, заявив, что “каждое предложение также должно быть использовано, но не как альтернатива Лачину, а как дополнение к нему”.
Гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе продолжает углубляться, поскольку регион остается в условиях полной блокады с середины июня, когда Азербайджан запретил российским миротворческим силам, дислоцированным в Нагорном Карабахе, использовать Лачинский коридор для снабжения региона.
В настоящее время только Международный комитет Красного Креста может использовать коридор для перевозки людей, нуждающихся в медицинской помощи, в Армению. Несмотря на помощь, оказанную Красным Крестом, местные власти предупредили о росте смертности и выкидышей из-за нехватки продовольствия и медикаментов.
Стремясь сэкономить энергию и продовольствие в регионе, Степанакерт ввел веерные отключения электроэнергии и нормирование по всему Нагорному Карабаху, в дополнение к приостановке работы общественного транспорта на прошлой неделе.
Власти также призвали к “бессрочным митингам” в надежде привлечь международное внимание, а президент Араик Арутюнян возглавил сидячую акцию протеста в центре Степанакерта.
Для удобства чтения мы предпочитаем не использовать такие определения, как “де-факто”, “непризнанный” или “частично признанный”, при обсуждении институтов или политических позиций в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Это не подразумевает какой-либо позиции в отношении их статуса.
Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.