Грузия в скором времени может оказаться в экономических объятьях России. Возобновление прямого авиасообщения, начало грузовых перевозок по морскому маршруту Новороссийск-Батуми и возможное восстановление железнодорожного транзита через Абхазию – сигнал, что Москва хочет дружить с Тбилиси. Но эксперты предупреждают: стремительное наращивание торговых отношений со страной-агрессором несет риски для Грузии. Представляем материал Sova News о выгодах и рисках Грузии от России.

Россия традиционно использует экономические отношения как рычаг политического давления на соседние страны. Причем Грузия стала первой страной в СНГ, в отношении которой Москва в 2000-м году в одностороннем порядке ввела визовый режим. В октябре 2006-го Россия приостановила воздушное, автомобильное, морское и железнодорожное сообщение с Грузией. В том же году произошла коллективная депортация – тысячи граждан были выдворены из РФ грузовыми самолетами.

Также Грузии одной из первых на постсоветском пространстве довелось испытать на себе российское торговое эмбарго. В 2006 году Москва запретила сначала импорт вина, а затем минеральной воды «Боржоми».

В 2008 году Грузия стала первой страной после распада СССР, в отношении которой Москва осуществила неприкрытую агрессию. После августовской войны дипотношения между двумя странами были разорваны.

Но в последние годы Тбилиси явно поставил экономику впереди политики и не изменил этот подход даже после широкомасштабного российского вторжения в Украину. По данным Службы статистики («Сакстат») в январе 2023 года торговый оборот между Грузией и РФ составил 263,6 млн долларов. По этому показателю Россия впервые за долгие годы опередила Турцию (196,1 млн). А неправительственная организация Transparency International Georgia в феврале опубликовала доклад, согласно которому в 2022-м зависимость грузинской экономики от России достигла рекордного уровня.

По данным НПО, в прошлом году Грузия получила от РФ около 3,6 млрд долларов в виде доходов от денежных переводов, туризма и экспорта товаров, что в три раза превышает те же показатели годом ранее.

Один из факторов, который может способствовать еще большему усилению экономической зависимости, – возобновление прямого авиасообщения. Соответствующий указ Владимир Путин подписал 10 мая. А уже 19 числа в Тбилиси приземлился первый за четыре года прямой рейс из Москвы.

Власти в Тбилиси уже считают выгоду от возобновления перелетов. На брифинге министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили заявил:

«Мы ожидаем эффект порядка 300-400 млн долларов в сфере туризма, который можно назвать «эффектом полетов». В 2019 году доход от туризма из РФ составил около миллиарда долларов».

На этом фоне Грузия стала вторым по популярности туристическим направлением у россиян. Таков результат анализа внутренних данных сервиса по бронированию билетов «Авиасейлс». Первую тройку составили Турция, Грузия и Таиланд.

То, что основной экономический эффект возобновление авиасообщения окажет на сферу туризма, подтверждает соучредитель Центра экономической трансформации Нодар Сирбиладзе. Хотя, считает, что пользы будет меньше, чем прогнозирует правительство.

«Как сказал министр экономики, правительство ожидает увеличения доходов на несколько сотен миллионов долларов. Следовательно, это означает преимущества для какого-то бизнеса. Но, на мой взгляд, пользы для экономики будет меньше, чем прогнозирует правительство, т. к. до восстановления прямого авиасообщения российские граждане по-прежнему въезжали в нашу страну воздушным транспортом, например, из Москвы в Баку и из Баку в Грузию. Таким образом, на самом деле, экономический эффект будет достаточно низким».

На этом фоне, на днях армянское информационное агентство Armenpress сообщило, что между Россией и Грузией также начаты грузовые перевозки по морскому маршруту Новороссийск-Батуми-Новороссийск. По словам директора компании C&M International Давида Илояна, в этом направлении уже осуществлены две перевозки. В дальнейшем рейсы будут осуществляться еженедельно. Груз достигает места назначения за сутки. Поэтому в Ереване этот маршрут расценивают, как альтернативу пути через Верхний Ларс.

«При больших потоках грузовых автомобилей пропускной способности Верхнего Ларса бывает недостаточно, постоянно возникают проблемы. Экспортеры или импортеры не могут вовремя доставить продукцию своим партнерам. В случае морского пути таких проблем не будет. У нас был лишь один путь – Верхний Ларс, сегодня есть и второй», — сказал Илоян.

В Агентстве морского транспорта Грузии информацию о выполнении регулярных грузоперевозок Батуми-Новороссийском отрицают. О двух уже выполненных рейсах в ведомстве сообщили, что это не регулярные рейсы, которые носят «полностью коммерческий характер», и осуществляются систематически.

Еще одним возможным шагом к сближению Москвы и Тбилиси может стать восстановление железнодорожного транзита из Грузии через Абхазию. О планах по сотрудничеству 12 мая в интервью «Российской газете» рассказал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

По его словам, железнодорожный транзит позволит разгрузить КПП «Верхний Ларс» и уменьшить стоимость доставляемых грузов, увеличив их объем. Учитывая создавшуюся ситуацию с транзитом российских товаров через Турцию, организация такой схемы жизненно необходима России, подчеркнул Катырин.

Но экономист Нодар Сирбиладзе, считает, что в случае укрепления экономических связей Грузии с Россией, для страны появляется гораздо больше рисков, чем пользы.

«Решение Путина политически мотивированно. Оно вредит нам, потому что Россия приняла это решение, ведя войну в Украине, находясь под санкциями цивилизованного мира. Когда такая Россия тебя хвалит и начинает восстанавливать полеты, это значит, что Грузия отдаляется от Европы. Это большие затраты для страны, чем увеличение доходов от туризма», — отмечает экономист.

Политолог из тбилисского Фонда Рондели Каха Гоголашвили также считает, что, укрепляя экономические связи с Грузией, Москва может надеяться обходить международные санкции.

«Для России Грузия является важной в геополитическом плане страной, которая может дать возможность восполнить пробелы, создавшиеся в каналах снабжения. Может быть, Россия надеется обходить санкции через Грузию, они намереваются открыть железную дорогу через Абхазию. К сожалению, грузинское правительство практически не играет никакой роли. Т. е. Россия решила отменить визовый режим, отменила. Ну, допустим, здесь многого не сделаешь. Но она решила и возобновить полеты – здесь же это полностью зависело от грузинского правительства».

Эксперт отмечает, что в тот момент, когда весь мир закрывает небо для российских самолетов, кажется странным, что Грузия, наоборот, его открывает и расширяет возможности транспортных коммуникаций для России.

«Если даже у Грузии есть какие-то гуманитарные или экономические интересы в этом – я бы не сказал, что они есть, но, возможно, у каких-то грузинских компаний, приближенных к власти, есть торговля с Россией, им это выгодно, все может быть – но если даже у Грузии как таковой есть здесь экономический интерес, в любом случае политическая цена, которую мы платим и заплатим за это еще больше в будущем, конечно, намного выше, потому что идет реальная война между западным миром и Россией. И плюс – это война ресурсов, война на истощение».

«Получается, что в то время, как Евросоюз и США стараются своими санкциями ослабить Россию, ее возможности, лишить ресурсов для продолжения войны в Украине, грузинская сторона сотрудничает под лозунгом взаимовыгодного сотрудничества, помогает России преодолевать эти трудности».

Решение об отмене виз и возобновлении полетов вызвало жесткую реакцию в ЕС и США. Брюссель напомнил грузинским властям об их курсе на вступление в Евросоюз, отдельно указав, что, если Грузия претендует на статус страны-кандидата в ЕС, то ей следует соблюдать антироссийские санкции. В американском Госдепе тоже не стали хвалить Тбилиси: «Все западное сообщество дистанцировалось от российского режима, и сейчас не время для какой-либо страны расширять свое взаимодействие с Россией».

Грузинское правительство, однако, не видит ничего опасного или неприемлемого в налаживании торгово-экономических связей с Россией. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что возобновление прямого авиасообщения соответствует целям национальной политики и входит в интересы Грузии.

«В этом нет ничего нового или странного. Это составная часть экономических, торговых отношений. Те, кто не хочет, чтобы страна преодолела нищету, безработицу, чтобы были торговля и экономика… можно прямо сказать, что это – враги нашей страны».

На критику ЕС премьер ответил, что товарооборот Грузии с РФ составляет около 1 млрд долларов в год, тогда как Евросоюз сам торгует с Россией «за четыре дня столько, сколько мы торгуем за год». Глава правительства также заявил, что после войны 2008 года Запад продолжил с Россией business as usual.

При этом, согласно докладу Transparency International Georgia, после начала войны в Украине торговая зависимость ЕС от России уменьшилась в три раза, а Грузии – увеличилась в 1,5 раза. Кроме того, в 2022 году товарооборот Грузии с РФ составил не 1 млрд долларов, как говорил Гарибашвили, а 2,5 млрд долларов, что на 52% больше показателя 2021 года. В то время как товарооборот ЕС с Россией уменьшается с каждым месяцем.

«Следует с самого начала отметить, что Евросоюз не призывает Грузию к прекращению экономических отношений с Россией. Евросоюз призывает Грузию присоединиться к действующим санкциям против России в авиационной сфере, чтобы Грузия не стала местом для обхода санкций, наложенных на Россию, которые, вероятно, будут усиливаться в случае возобновления полетов», — говорится в докладе Transparency International Georgia.

Бывший госминистр по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили отмечает, что экономические выгоды, о которых говорят в правительстве, «пахнут кровью украинского народа».

«Это аморальная выгода, для меня этот аргумент – самый неприемлемый», — сказал Закареишвили.

По мнению Кахи Гоголашвили, политическая цена Грузии обязательно будет выставлена и стране придется поплатиться чем-то серьезным.

«Я думаю, что это касается именно нашей интеграции в НАТО и Европейский союз. Запад, конечно, исходя из какого-то геополитического интереса в отношении Грузии, не прекратит отношений с ней, не прекратит сотрудничать – не будут разорваны экономические связи и т. п. Но Грузия будет доведена до другого уровня».

Евроатлантические устремления остаются заявленной целью Тбилиси, несмотря на антизападную риторику последнего времени. Но экономическое и политическое сближение с Россией, развязавшей войну в Украине, отмечают эксперты, будет препятствовать интеграции в ЕС, поскольку Евросоюз ожидает от стран-кандидатов координации во внешней политике.

Уже к концу июня будет согласован очередной, 11-й, пакет антироссийских санкций Евросоюза. И на этот раз Брюссель сосредоточит внимание не на самой России, а на странах, которые помогают ей обходить ограничения. По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, таким образом Запад хочет закрыть Кремлю доступ ко всем ресурсам, которые могут поддерживать функционирование его военной машины.

Материал Sova News