Страхи и стеснение родителей, неинформированность и безразличие общества изолируют детей с ограниченными возможностями, препятствуя их развитию. Совершенно незначительные работы проводятся для устранения барьеров между обществом и людьми с ограниченными возможностями.

14-летний Тигран (имя изменено), подросток с ограниченными способностями, не может самостоятельно есть и двигаться. Его день начинается в инвалидном кресле и там же заканчивается. Он дома целыми днями смотрит мультики, как таковой профессиональной помощи он не получает. Этот ребенок изолирован от общества, но не по собственному желанию, а по воле родителей.

«Ребенок растет в четырех стенах, никого не видит, даже себя поранил… Любой бы в 4-ех стенах поступил так же. Мы никак не смогли убедить родителей выводить ребенка наружу, водить в школу или в соответствующий реабилитационный центр. Родители не осознают всю серьезность положения, состояние ребенка. Они полагают, что скрывание проблем и есть их решение, но получается наоборот. Ребенок остается один наедине со своими проблемами. Ребенку необходимо живое человеческое общение, а не только есть и смотреть мультфильмы», – сказал педагог «Программы инклюзивного обучения» Ерануи Макарян.
kentronn
В Ахалкалаки родители детей с ограниченными возможностями стесняются выводить в общество своих детей, в большинстве случаев боясь дурного обращения общественности.

Анна (имя изменено) мама 4-летней маленькой девочки. Из-за преждевременных родов девочка не может ходить. У ребенка были повреждены нервные окончания, в результате чего конечности оказались недоразвитыми. Ребенок растет, но даже сидеть не может. Родители стучались и продолжают стучаться во все возможные и невозможные двери медицинских учреждений, которые могут оказать ребенку помощь, однако по сей день ощутимого прогресса так и не замечено.

В беседе с jnews.ge Анна отметила, что очень расстраивается, когда замечает жалостливые взгляды окружающих.

«Я избегаю выводить ребенка наружу по той причине, что пытаюсь избежать жалости. Одно дело, когда на улице сталкиваешься с подобными детьми, другое – когда таким ребенком является именно твой», – сказала Анна.
kentronnn
В Грузии 10-15% населения составляют люди с ограниченными возможностями. По приблизительным данным в Ахалкалаки и в селах 1500 людей с ограниченными способностями, из которых 61-дети, не достигшие 18-летнего возраста. В основном это умственно-отсталые дети или прикованные к инвалидному креслу. Однако, из этого числа всего 10 детей посещают единственный действующий Реабилитационный центр в Ахалкалаки.

В Джавахети 6-ой год существует Реабилитационный центр, действующий при викариате Самцхе-Джавахетской Епархии ААЦ в Грузии, где 3 раза в неделю проводятся специальные занятия для детей.

«Родители детей, посещающих наш центр, не стесняются своих детей, для них это нормально. В начале, правда, скептически относились, но постепенно пришли к выводу, что это делается для блага их детей. У нас был ребенок, который в начале самостоятельно даже есть не мог, сейчас же другим детям замечание делает. Хлопает по столу и призывает остальных детей к порядку. Я считаю, что это большое достижение», – сказала Рузанна Еремян, педагог Реабилитационного центра, действующего при викариате Самцхе-Джавахетской Епархии.

По словам специалиста Реабилитационного центра, родители детей с ограниченными возможностями также зачастую сами нуждаются в психологической помощи.

«Они не понимают, что изоляцией вредят своему ребенку. У нас был ребенок, который сбегал из центра, кричал, теперь же это полноправный член нашей семьи. Теперь он, как и остальные, здоровается при входе, притом с каждым персонально. Они очень искренние, добрые. Мы смогли поставить сказку «Репка», что для этих детей является очень большим достижением», – отметила Рузанна Еремян.

Сегодня общество Грузии только начинает учиться, что нельзя использовать неправильные термины в СМИ и вообще, что тем более нельзя травить людей с ограниченными возможностями.

Правительство предпринимает определенные шаги в решении проблемы людей с ограниченными возможностями. Однако, в ходе реализации становятся очевидны игнорируемые детали, которые не позволяют достичь ощутимых результатов.

В общеобразовательных школах Грузии с 2013 года действует программа «Инклюзивного образования». Этого не достаточно для устранения этой проблемы, но, безусловно, это «шаг вперед».

Благодаря программе инклюзивного образования, некоторые дети с ограниченными возможностями учатся в общеобразовательных школах. Для осуществления инклюзивного образования школьные учителя проходят специальную подготовку, получают квалификацию. В школах разрабатываются специальные программы, отвечающие потребностям детей, нуждающихся в особых образовательных условиях, которые преподают учителя.

В Ахалкалакском районе программу инклюзивного образования внедрили всего в 5-ти школах из 67.

«У меня в классе четверо детей, трое из которых умственно-отсталые, а один отстает в физическом развитии. Глухонемой ребенок с первого класса посещает школу, общался с детьми, они даже придумали собственный язык жестов, на котором свободно общаются. У ребенка, в отличие от других, нет никаких проблем ни в школе, ни в классе. Гораздо сложнее приходится тем детям, которые учатся в старших классах и только начали посещать школу», – поделилась педагог инклюзивного образования Ерануи Макарян.

Несмотря на то, что в школах внедрена программа инклюзивного образования, тем не менее школы не имеют надлежащих условий, рабочих материалов и более узких специалистов.

«Для умственно-отсталого ребенка требуются другие условия для обучения в общеобразовательных школах. По крайней мере, необходима подготовка. Например, с Анаит (имя изменено), я занимаюсь персонально, она уже привыкла к классу. Со временем я планирую, потом медленно ввожу в класс. Она страшно боялась. Да, у ребенка свои проблемы, но она уже может спокойно сидеть на уроке. Узнает буквы, понимает, что идет урок, а на перемене должна выходить и гулять. Раньше она боялась звука звонка, начинала дрожать, когда звенел звонок», – рассказала специалист.

По мнению специалиста, с детьми, имеющими разные проблемы, должны заниматься те специалисты, в которых нуждаются дети с ограниченными возможностями.

«Глухонемой ребенок не имеет проблем в умственном развитии, но поскольку нет специалиста, способного работать с ним, ни он, ни учитель не могут давать и принимать знания. Визуальный предмет проходит успешно на одном уроке, во время другого – нет, и ребенок страдает. Очевидно, что требуются специалисты», – заявила Ерануи Макарян.

Народный защитник Грузии Уча Нануашвили недавно выступил с заявлением, в котором отмечается, что в стране люди с ограниченными возможностями не получают достойного отношения.

По его словам, статистика не ведется и очень низок процент вовлеченности этих людей в обществе.

Остаётся, чтобы правительство более усердно работало над решением этой проблемы, общество способствовало бы вовлеченности людей с ограниченными возможностями, а родители, чтобы не стеснялись, а думали о необходимости социализации детей.
kentron3
(На фотографии ученики Реабилитационного центра своми руками готовят новогоднюю елочку).

Агуник Айвазян