Президент России Владимир Путин подписал очередной указ, согласно которому отменяется запрет на прямые рейсы в Грузию, а также отменяется визовый режим. Граждане Грузии смогут находиться в России до 90 дней без визы. Виза им потребуется только в тех случаях, если они будут находиться в России более 90 дней и будут работать.

Что это значит для Грузии, какое влияние это окажет на политическую ситуацию в стране, об этих и других вопросах JNEWS побеседовал с исследователем внешней политики и проблем безопасности Гиоргием Биланишвили.

Что может означать для Грузии безвизовый режим с Россией?

– Это может означать несколько вещей, если оценивать само это событие, то наличие визы когда-то было негативной санкцией против Грузии. Это произошло во время правления Шеварнадзе и не связано с правлением Саакашвили, в то время Россия объявила, что террористы заходят на территорию России с нашей стороны, и поэтому ввела визовый режим.

Сейчас ряд российских политологов выразили недовольство грузинским правительством, воздерживающимся от отмены визового режима. Как видно, политическое недовольство России правительством Грузии сведено к минимуму. Кроме того, это означает, что пророссийские силы здесь, естественно, попытаются использовать это решение российского правительства для укрепления положительного имиджа России в грузинском обществе.

Можно ли положительно оценить это изменение??

– Если бы это было с каким-либо другим государством, с которым у Грузии нормальные отношения, то естественно, что это было бы расценено как положительное решение. Но с такой страной, как Россия, с которой у нас нет нормальных отношений, потому что она оккупировала некоторые территории Грузии, я думаю, мы не можем оценивать это положительно. Россия пытается контролировать нас с политической точки зрения, что противоречит нашим национальным интересам. При этом государство должно правильно оценить риски, связанные с этим решением. К сожалению или к счастью, наше общество в последнее время более адекватно воспринимает движения России, чего, к сожалению, не могу сказать о правительстве.

Какое влияние это может оказать на статус Грузии как кандидата на членство в ЕС?

– Я не вижу прямого влияния этого события на решение Евросоюза. Уже сейчас понятно, что Европейский союз должен принять политическое решение в отношении Грузии, он по-прежнему недоволен многими вещами, происходящими в нашей стране, связанными с выполнением рекомендаций из 12 пунктов.

Почему Россия решила принять такое решение именно сейчас?

– Почему именно сейчас, затрудняюсь ответить, но я думаю, что когда Россия принимает решение в отношении какой-либо страны, то эти решения, так сказать, не являются самостоятельными. В том смысле, что они не разовые, они остаются в контексте общей политики. И это решение, вероятно, связано с реализацией другого решения, такого как восстановление транзитного транспортного сообщения с Грузией, потому что создание таких транзитных магистралей необходимо России на фоне санкций.

При безвизовом режиме будет ли наблюдаться большой поток граждан Грузии в Россию?

– Если взять конкретные регионы, где люди имеют социально-экономические связи с Россией, такие как Самцхе-Джавахети, то поток людей из тех мест, я думаю, увеличится, не могу сказать, насколько он будет серьезным, но будет зафиксирована интенсивность потока. В целом, если взять все население Грузии, не думаю, что картина кардинально изменится.

Для информации отметим также, что:

  • Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией в 2008 году из-за августовской войны.
  • В феврале 2012 г. Грузия в одностороннем порядке отменила визовый режим для граждан России.
  • С лета 2019 года по решению президента Путина Россия прекратила прямое воздушное сообщение с Грузией, чему предшествовали действия против российской оккупации.