Данные CRRC Georgia свидетельствуют о том, что, хотя большинство грузин хотят вступить в ЕС, они в значительной степени разделены по партийному признаку относительно того, делает ли их правительство достаточно для обеспечения стране статуса кандидата.

Грузия давно заявляла, что стремится вступить как в Европейский союз, так и в НАТО. Однако недавние действия правительства, включая кампанию за законопроект об иностранных агентах, все более критическую риторику в отношении Украины и распространение теорий заговора, предполагающих, что Запад пытался втянуть Грузию в войну в Украине, поставили под сомнение ее приверженность евроатлантической интеграции.

Грузии было отказано в статусе кандидата в ЕС в прошлом году, и она обязалась  выполнить 12 критериев, установленных ЕС, чтобы ее заявка была повторно рассмотрена Брюсселем.

Данные опроса CRRC Georgia и Национального демократического института (NDI), проведенного в декабре 2022 года, свидетельствуют о том, что общественная поддержка членства остается такой же сильной, как и прежде. Однако большинство считает, что правительство делает недостаточно для принятия заявки страны, и общественность разделена по поводу того, как развивалась внешняя политика страны за последние пять лет.

Опрос CRRC и NDI показывает, что подавляющее большинство грузинской общественности поддерживает членство страны в Европейском союзе. С апреля 2014 года от 61% до 83% населения сообщили о поддержке заявленной правительством цели вступления в Европейский союз.

Несмотря на широкую поддержку заявки Грузии на вступление в ЕС, незначительное большинство населения (56%) сообщило, что правительство делает недостаточно (38%) или вообще ничего не делает в поддержку членства в ЕС (18%).

Напротив, только 30% сообщили, что правительство делает все возможное для обеспечения членства Грузии. Еще 13% затруднились ответить, а 1% отказался отвечать на этот вопрос.

В июльском и августовском выпуске опроса CRRC–NDI был задан аналогичный вопрос: 27% общественности сообщили, что правительство сделало все, что могло, чтобы получить статус кандидата, 49% сообщили, что оно сделало недостаточно, а оставшаяся доля общественности либо сообщила, что не согласна с каким-либо утверждением(8%), либо то, что они не уверены или не желают отвечать на вопрос (16%).

Общественность также спросили, сблизилась ли Грузия с ЕС, дистанцировалась ли от него, или отношения остались такими же, какими были за последние пять лет.

Мнения общественности по этому поводу разделились: примерно равные доли сообщили, что Грузия сблизилась с ЕС (30%) и что отношения Грузии с ЕС остались такими же, как и пять лет назад (29%). Четверть населения (24%) ответила, что Грузия дистанцировалась от ЕС. Каждый шестой (15%) сообщил, что не уверен, в то время как 1% отказался отвечать на этот вопрос.

В то время как данные не показывают партийного разделения сторон в плане поддержки членства Грузии в Европейском Союзе, два других вопроса демонстрируют явные партийные разногласия как по поводу того, как развивались отношения Грузии с Европейским Союзом, так и по поводу усилий правительства по получению статуса кандидата.

В то время как 59% сторонников “Грузинской мечты” считали, что правительство делает все возможное для победы Грузии, только 7% сторонников “Единого национального движения” (ЕНД) и 19% тех, кто не поддерживает ни одну партию, чувствовали то же самое. Аналогичным образом, 51% сторонников “Грузинской мечты” полагали, что Грузия стала ближе к ЕС за последние пять лет, в то время как только 14% сторонников ЕНД и четверть (24%) респондентов, которые сообщили, что не поддерживают ни одну партию, чувствовали то же самое.

Хотя общественность по-прежнему поддерживает заявку Грузии на членство в Европейском союзе, мнения разделились как по поводу усилий правительства по сближению Грузии с ЕС, так и по поводу динамики отношений за последние полдесятилетия, предшествовавшей попыткам принятия закона об иностранных агентах.

Как и в случае со многими представлениями о насущных вопросах, взгляды на эти вопросы разделились по партийному признаку. Однако очевидно, что заявка Грузии на членство в Европейском союзе все чаще оказывается под угрозой срыва.

Эта статья была написана Дастином Гилбритом, старшим научным сотрудником CRRC Georgia. Взгляды, представленные в статье, принадлежат только автору и не обязательно отражают точку зрения CRRC Georgia, NDI или любой связанной с ними организации.

С данными, использованными в этой статье, можно ознакомиться здесь.