Почти три месяца назад Лачинский коридор был заблокирован азербайджанцами, называющими себя активистами-экологами. Но их экологические заслуги далеко не убедительны, и появляется все больше и больше доказательств, ясно свидетельствующих о том, что они посланы и поддерживаются правительством Азербайджана.

Утром 12 декабря 2022 года группа азербайджанцев, называющих себя экоактивистами, перекрыла дорогу, соединяющую Нагорный Карабах с Арменией.

Предполагаемым основанием для их протеста была “незаконная добыча полезных ископаемых”, происходящая в Нагорном Карабахе, причем их требование состояло в том, чтобы азербайджанским специалистам был разрешен доступ на золотой рудник Дамирли (Кашен).

Они утверждали, что предприятие незаконно добывало золото для экспорта в Армению при поддержке российских миротворцев. Однако ключевой проблемой и причиной протеста “экоактивисты” назвали предполагаемое воздействие добычи полезных ископаемых на окружающую среду.

Власти Азербайджана заявили, что протестующие являются независимыми субъектами, не связанными с правительством, которые используют свое право на гражданское неповиновение и публичное выражение мнений.

Тем не менее, с самого начала проявлялись явные признаки того, что это совершенно не соответствует действительности.

За те месяцы, что Нагорный Карабах находился в блокаде, и по мере углубления гуманитарного кризиса в регионе, появились доказательства, которые ясно показывают, что этот “протест” был полностью организован правительством Азербайджана.

Во-первых, чтобы добраться до места проведения акции, протестующим пришлось пройти через контролируемые Азербайджаном районы Нагорного Карабаха, что можно сделать только с официального разрешения властей Азербайджана.

Кроме того, о так называемых “экоактивистах” хорошо заботились на протяжении всей блокады. Собравшиеся у входа в Лачинский коридор были обеспечены палатками и едой со дня их прибытия и находились под защитой азербайджанского спецназа и полиции.

Активистам даже дают возможность вернуться домой: протестующих регулярно заменяют новые группы людей, которых привозят ко входу в коридор на специальных автобусах.

Тот принцип, по которому решается, кому позволить, а кому запретить присутствовать на протесте, также позволяет понять, что акция проходит именно так, как хотелось бы Баку. В то время как журналисты из проправительственных СМИ неизменно присутствуют на акции протеста, независимым активистам и журналистам доступ туда запрещен.

Через два дня после начала акции протеста трое журналистов из ТВ Мейдан, независимого азербайджанского издания, были задержаны неизвестными лицами в гражданской одежде и масках при попытке подъехать к месту акции протеста, а затем отправлены в Баку.

Проправительственные СМИ утверждали, что иностранным журналистам было разрешено посетить место акции протеста через некоторое время после его начала, но это было сделано только под строгим надзором.

В то время как правительство Азербайджана продолжает отрицать, что дорога вообще перекрыта, акция протеста, инициирующая блокаду, продолжается по своему расписанию.

‘‘Участники шоу’’

Протест был националистическим и патриотическим по своему тону с самого начала, несмотря на заявленные экологические принципы.

Это было видно по обилию государственных флагов и националистическим лозунгам, скандируемым протестующими, таким как: “Мученики не умирают, Родина неделима!”, “Карабах – это Азербайджан!’

Их отношение к азербайджанскому спецназу и полиции также ясно показало, что в основе их действий лежит про-правительственный национализм. “Экоактивисты” неизменно начинали каждый день с исполнения государственного гимна и встречали смену караула аплодисментами и скандированием “лучший солдат – азербайджанский солдат!”.

Джавид Гара, глава независимой азербайджанской организации по охране окружающей среды “Экофронт”, назвал акцию протеста “фальшивкой”, заявив, что протестующие являются ни чем иным как “участниками заранее срежиссированного шоу”.

“Их требования прекратить незаконную и разрушительную эксплуатацию шахт абсолютно оправданы, но акция явно организована властями. Я знаю нескольких людей, которые участвовали в акции протеста. Никто из них не был экоактивистом”, – сказал Гара.

Напротив, среди участников протестов были идентифицированы чиновники Министерства экологии, государственные служащие из различных ведомств, члены финансируемых государством и аффилированных с государством организаций гражданского общества, бывшие военнослужащие, члены местных спортивных ассоциаций и, иногда, турецкие рабочие с близлежащих строительных площадок.

Все те неправительственные организации, члены которых приняли участие в митинге, поддерживаются за счет средств государственного агентства по финансированию НПО, созданного указом президента в 2021 году. Все эти организации также часто размещали в социальных сетях восхваления президента Азербайджана Ильхама Алиева и поддержку войны в Нагорном Карабахе.

Среди участников были глава и члены поддерживаемой правительством НПО “Оптимист”, а также члены Общественного союза поддержки молодежи, среди сотрудников которого в то время были Талех Мансуров, ранее занимавший различные должности в правящей партии “Новый Азербайджан”.

Многие из предполагаемых эко-протестующих были волонтерами общественного объединения “Региональное развитие”, которое было создано при поддержке Фонда Гейдара Алиева. На веб-сайте ассоциации главная “ценность” их волонтеров указана как “всегда демонстрировать верность национальным моральным ценностям и государственности”.

Социальные сети группы заполнены фотографиями молодых участников, протестующих в Лачинском коридоре, наряду с ее более “традиционными” проалиевскими постами.

Но среди присутствующих были и более громкие имена.

Член Государственного комитета по делам семьи, женщин и детей Фариз Акбаров опубликовал фотографию с акции протеста с заместителем министра экологии и природных ресурсов Азербайджана Фирдоуси Алиевым, который, по-видимому, также, по крайней мере временно, стал “экоактивистом”.

Но, пожалуй, самым видным “активистом”, заблокировавшим вход в Лачинский коридор, был Тельман Гасымов, капитан азербайджанской резервной армии, принимавший участие во Второй нагорно-карабахской войне.

На фотографиях в Facebook Гасымов изображен в военной форме во время войны в Нагорном Карабахе. На одном из них он демонстрирует нашивку крайне правой турецкой военизированной организации “Серые волки”, ультранационалистической группировки, которая была объявлена террористической организацией некоторыми странами.

Среди множества националистических лозунгов и антиармянских постов на своей странице Гасымов также опубликовал фотографию, на которой он делает жест рукой, характерный для “Серых волков”, стоя перед граффити с надписью “Наша цель – Ереван”.

Гасымов был не одинок в своих политических пристрастиях — толпа “экоактивистов” была заснята на видео, делающей тот же жест на второй день протеста.

Пару недель спустя остались только молодые члены волонтерских организаций и финансируемых государством НПО, многие из которых носили куртки с эмблемой Азербайджанского молодежного фонда, управляемого Алиевым.

Экологические проблемы в Азербайджане

В то время как протестующие отправились в Нагорный Карабах, чтобы выразить протест против предполагаемого воздействия золотых рудников Демирли на окружающую среду, Азербайджан сталкивается с рядом серьезных внутренних экологических проблем, которые гораздо менее успешно привлекают внимание властей.

Среди них давние проблемы загрязнения воздуха в Баку, незаконная вырубка деревьев, охота в заповедниках и загрязнение моря нефтедобычей.

“Экофронт” работает над решением всех этих проблем, говорит Хави Гарсия, но власти в основном проявляют незаинтересованность или враждебность. Только когда проблема привлекает внимание широкой общественности, правительство предпринимает какие-либо действия.

“Однажды мы въехали в пограничную зону, где незаконно вырубали деревья. Нас задержали пограничники, потому что мы намеренно нарушили закон и проникли на территорию, которая была вне пределов досягаемости”, – говорит Гара.

Активисты были оштрафованы и отпущены, но незаконная вырубка леса в Гусарском районе прекратилась после того, как они сообщили о происходящем в Интернете.

В других случаях, по словам Гара, протестующие подвергались избиениям и получали угрозы расправы от тех, кто несет ответственность за экологический ущерб.

“Экофронт” не присутствовал на акциях протеста в Лачинском коридоре.

“Мы не хотим быть частью политических игр”, – сказал Гара. “Я также лично не считаю правильным перекрывать дорогу и оказывать давление на людей, которые не имеют никакого отношения к незаконной добыче ресурсов”.

Баку может продолжать продвигать сценарии, соответствующие его целям, но трещины в их повествованиях начинают проявляться.

Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.