В Грузии не утихает скандал вокруг обсуждаемых законопроектов, которые непосредственно касаются гражданского сектора и СМИ. Что в Джавахети думают о принятии закона “об иноагентах” и как повлияет этот закон на деятельность  гражданского сектора и населения – в материале Jnews ниже.

В Парламенте Грузии обсуждаются два законопроекта “об иноагентах” («О прозрачности иностранного влияния» и «О регистрации иностранных агентов»). Согласно одному любое физическое, юридическое лицо и СМИ, получающее финансирование из-за рубежа, будет обязано зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Другой проект предусматривает регистрацию в качестве агентов иностранного влияния тех некоммерческих юридических лиц и СМИ, доходы которых (более чем на 20%) получены из-за рубежа.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности регистрироваться (и других) повлечет уголовную ответственность, будет наказываться штрафом или лишением свободы на срок до 5 лет.

По мнению главного редактора и директора Радио NOR Ниноцминды Арарата Тттяна, клеймо “нетакого” будет мешать представителям СМИ, которые независимы, в отличие от СМИ, которые получают финансирование из местного и центрального бюджетов. Таким способом возможно будет повлиять на восприятие СМИ как своего и чужого.

“В первую очередь, я против этого закона. Потому что практика России, после принятия подобного закона, как они реализовали (приняли закон для юридических лиц, потом для физических лиц), людей начали считать агентами. Этот закон в Грузии ставит нас, СМИ, перед сложностями. Все идет к тому, что нас будут считать иноагентами, что повлияет на  доноров в подходе финансирования грузинских СМИ и НПО. Это будет как клеймо, очень сложно будет работать, люди только от слов “иностранный агент” не будут доверять нам”, – говорит Арарат Тттян.

По словам Махаре Мацукатова, директора “Бизнес центра Ахалкалаки”, если государство начало с НПО и СМИ, это не означает, что ими и завершит превращение в иноагентов, и никто не застрахован от того, что физические лица, инициативные группы или кооперативы не станут в ближайшем будущем “агентами”, что означает, что фермеры и остальные, которые получали различную сельхозтехнику, семена также могут в одночасье стать агентами. По мнению Махаре Мацукатова, неправительственные организации и СМИ при желании властей могут превратится в “изгоев” после принятия данного закона, что означает, что с ними никто работать и сотрудничать не будет во избежание проблем.

“Некоторые фермеры очень обеспокоены, они спрашивали меня о том, будет ли как-то отражаться на них этот закон, если они получили трактор или сельскохозяйственную помощь от ЕС и т.д. Потому что они понимают, что если этот закон, который клеймит СМИ и НПО, которые получают финансирование от других стран и фондов – становятся агентами – это воспринимается в негативном ключе. С другой стороны Джавахети 70 лет был закрытой зоной, и всего 30 лет НПО работали над интеграцией этого региона в грузинское общество, на это этот фактор также будет плохо влиять. И в третьих, здесь многие наши соотечественники выезжают в Россию, и влияние российской пропаганды более сильно. Непонятен подход населения Грузии, так как они не могут контролировать свои деньги как налогоплательщики, а хотят контролировать налогоплательщиков других стран. Население должно понимать, что это ложный путь, манипуляции, для того, чтобы скрыть свои нечестные доходы и неэффективные расходы налогоплательщика, со стороны политиков”, – говорит Махаре Мацукатов.

По мнению председателя НПО “Месхи Демократы” Гиоргия Андгуладзе, от того, что в результате принятия этого закона перестанут действовать неправительственные и правозащитные организации, пострадает в первую очередь население, во благо которых и работают данные организации.

“Люди, которые работают в медиа или в неправительственных организациях, у них есть свой опыт защищать права, добывать информацию, быть информированным, у них есть еще какие-то дополнительные навыки. Исходя из этого, если НПО и СМИ вынуждены будут прекратить свою работу-эти люди все равно найдут для себя какое-то занятие, будут все равно работать. Но вот те люди, которые сейчас по каким-то проектам получают какие-то сервисы-эти люди остаются незащищенными, им некому будет предоставлять информацию, некому будет защищать их права, некому будет идти в суд вместо них или вместе с ними если выгонят с работы и тд. Вот в этом будет основная проблема”, – говорит Гиоргий Андгуладзе.

Есть организации, которые также являются потенциальными “иноагентами”, однако в неё входят три сектора- неправительственный, бизнес и государственный. Одна из таких организаций – LAG (Группа местного развития) Ахалкалаки. Отметим, что данная организация, в рамках программы ENPARD, профинансировала 43 разные программы, в том числе социальные. Организация, как и остальные НПО, способствует интеграции и обучению государственного языка армян Джавахети и многому другому. Также в 6 школах, благодаря финансированию доноров, открыли ХАБ-ы, 16 социально-незащищенным семьям передали в пользование солнечные панели и многое другое.

“Я не могу от имени всего LAG тему комментировать, так как мы не говорили на эту тему еще. Но неправительственный сектор LAG негативно относится к этому закону, этот закон не должен быть принят и мы не видим логики в нем. Так как то, что мы делаем, делаем для нашего народа, для развития нашего государства. Вопрос в том, что общая структура LAG не только наша, так как 3 сектора работают вместе: государственный сектор, неправительственный сектор и бизнес. Мы решаем проблемы нашего региона и, как мы можем решить эти проблемы, какие для этого должны делать проекты? Мы создали приоритеты и стратегию, все три сектора вместе. Мы не представляем угрозу государственности Грузии, чтобы этот закон был принят”, – говорит председатель LAG Сергей Хачатрян.

Тем временем обсуждения законопроектов в комитетах парламента идут бурно, доходя до прямых столкновений. А перед парламентом, вместо привычных акций протеста оппозиции, проходят акции протеста гражданского сектора, СМИ, а также многих студентов.