Новые данные, опубликованные в аналитическом отчете CRRC Georgia, свидетельствуют о том, что значительная часть избирателей в столице Грузии склонна лицемерно относиться к анти-демократической политике, и с большей вероятностью поддержит ее, если партия, которую они предпочитают, контролирует правительство. Однако большинство из них вообще не поддерживают антидемократическую политику.
После первого тура муниципальных выборов в октябре 2021 года CRRC Georgia провела репрезентативный опрос в Тбилиси, в котором приняли участие 1254 человека, отобранных случайным образом. Половине респондентов было предложено представить, что партия, которую они поддерживают, победила на следующих парламентских выборах, в то время как другой половине было предложено представить, что партия, которую они поддерживают, проиграла.
После этого респондентов спросили, поддержали бы они десять различных стратегий, как показано на диаграмме ниже.
Поддержка тех или иных политических мер варьировалась от 30% (расследование финансирования НПО) до 4% (отстранение сторонников проигравшей партии от государственных должностей). Поддержка большинства политических мер в целом была низкой, при этом наибольшую поддержку получили расследование финансирования НПО (30%), инициирование расследований в отношении оппозиционных СМИ (25%), расследование финансовой поддержки проигравшей партии (20%) и ограничение использования предвыборных опросов (17%).
Другие меры, такие как введение ограничений на опротестование результатов выборов, передача всех руководящих должностей в парламенте победившей партии, инициирование конституционных изменений без консультаций с проигравшей партией, инициирование избирательных реформ без консультаций с новой оппозицией и расширение операций по наблюдению за политическими оппонентами, были поддержаны менее чем 10% тбилисской общественности.
Однако мнения по вышеуказанным предложениям существенно различались в зависимости от того, представляли ли респонденты, что предпочитаемая ими партия победила на выборах.
При том условии, что партия, которую поддерживают респонденты, стала правящей, уровень их поддержки тех же самых мер изменился.
Доля сторонников инициирования расследований финансирования оппозиционных СМИ увеличилась на 12%.
Поддержка отстранения сторонников оппозиции от руководящих должностей в парламенте и инициирования избирательной реформы без консультаций с оппозицией увеличилась на 10%.
Доля сторонников инициирования конституционных изменений без консультаций с оппозицией увеличилась на 9%, а доля сторонников расследования источников финансовой поддержки проигравшей партии увеличилась на 8%.
Поддержка ограничения протестов против результатов выборов удвоилась, равно как и поддержка расширения слежки за политическими оппонентами.
В целом, данные показали, что то условие, что предпочитаемая ими политическая партия победила на выборах, повысило терпимость человека к политике, подрывающей демократию. Это означает, что поддержка анти-демократических мер тбилисскими избирателями в значительной степени зависит от партии власти.
Вышеупомянутая модель не уникальна для Грузии, она фиксировалась и в устоявшихся демократиях. Однако этот факт требует размышлений среди неравнодушных в Грузии.
Эта статья была написана Дастином Гилбретом, старшим научным сотрудником CRRC в Грузии, и Гиви Силигадзе, научным сотрудником CRRC в Грузии. Взгляды, представленные в статье, принадлежат только авторам и не обязательно отражают точку зрения CRRC Georgia, Национального фонда демократии или любой связанной с ними организации.
Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.