9-летняя девочка из села Агана Ахалкалакского муниципалитета имеет проблемы со здоровьем, из-за чего ей необходимо заниматься плаванием. Два раза в неделю в 9:00 утра мать отвозит ребенка из Аганы в городской бассейн, который открывается во второй половине дня, когда общественный транспорт уже возвращается в село. Она вынуждена платить 35 лари за такси каждый раз, чтобы вернуться домой. В Ахалкалакском муниципалитете привыкли к отсутствию общественного транспорта, но молодежь уже бьет тревогу, что в муниципалитете есть потребность в общественном транспорте.
58% сел Ахалкалакского муниципалитета не имеют общественного транспорта, а это значит, что около 11 тысяч жителей района не имеют возможности по сравнительно приемлемым ценам добраться до города. В случае остальных 42% сёл транспорт отправляется из села в город в 9:00 и возвращается в 13:30. Правда, у большинства семей в селах есть свой автомобиль, но нельзя забывать, что большинство водителей находится за границей 8-9 месяцев в году с целью заработка.
Автостанция Ахалкалаки, 9 февраля, 13:25
В основном, сельские жители едут в город за медицинской помощью, покупками, лекарствами, чтобы воспользоваться государственными и банковскими услугами, а также с целью посещения внешкольных образовательных и спортивных учреждений. Однако, следует отметить, что если в случае покупки лекарств они «придумают что-то, чтобы добраться до города», то образовательные и спортивные кружки не посещают из-за отсутствия доступных способов добраться до города.
Село Модегам расположено в 26 км от города Ахалкалаки. За последние 20 лет количество жителей этого села сократилось вдвое. Сегодня в селе проживает 32 семьи. Среди тех, кто покинул село, Эдуард Памбухчян со своей семьей. В Ахалкалаки живет 10 лет. Причин для переезда было много, но главная причина заключалась в том, что у детей не было возможности посещать различные образовательные и культурные центры.
Село Модегам
«Отсутствие общественного транспорта в селе, отсутствие природного газа, плохое состояние дорог также «вынудили» нас покинуть село, проблем очень много», – говорит Эдуард.
Сейчас он доволен тем, что живет в городе, его дети ходят в спортивные, танцевальные и другие учебные центры. Он говорит, что если бы они остались в селе, то его дети были бы лишены всего этого.
Только в 27 селах Ахалкалакского муниципалитета едут маршрутные такси, которые находятся в частной собственности и не контролируется никаким органом. Остальные 37 сел добираются до города в разное время разными путями. В селах работают 10 маршруток, один общественный транспорт обслуживает четыре-пять села.
Автовокзал Ахалкалаки часто можно увидеть пустым, дело в том, что общественный транспорт работает нерегулярно. Часы общественного транспорта установлены в такое время, что, если есть люди из пассажиров, которые должны ехать в Тбилиси или Ахалцихе, они смогли бы успеть на дальнейший транспорт.
Орджа из тех “счастливых” сёл, где ходит общественный транспорт. Марина Минасян из села Орджа уже учится на 3 курсе в Ахалкалакском отделении Самцхе-Джавахетского государственного университета. Так как она не может приехать на занятия из села на общественном транспорте и потом вернуться в село, вынуждена снимать дом и живет в городе.
«Именно из-за этой трудности мы сняли дом, я и две мои подруги из села Алатуман. Мои занятия заканчиваются между 15:00 и 16:00, я не успеваю на общественный транспорт».
Марина и ее подруги платят за аренду дома 300 лари, а также платят за коммунальные услуги, минимум 200 лари в месяц.
Стоимость общественного транспорта из Орджа в город составляет 3 лари с человека. Говорит, что если бы была возможность пользоваться общественным транспортом каждый день, они бы точно не арендовали дом и возвращались бы обратно в село.
С одной стороны жители хотят, чтобы водители чаще ехали, с другой стороны, водители жалуются, что это невыгодная работа.
«Сейчас пассажиров нет, я еду из 8 сел, с двумя-тремя людьми, многие из них добираются до города на своих машинах, это гиблое дело», – говорит водитель общественного транспорта, едущего в город из Бежано и соседних сел.
Зимой пассажиров становится меньше, потому что мужчины, которые едут на заработки, зимой бывают дома и едут на собственном транспорте. Весной они уезжают на заработки, собственный транспорт остаётся без водителя. С весны и до осени включительно пассажиров становится больше.
Общественный транспорт в Грузии не имеет централизованного управления. Водитель может работать один день или не работать два дня по своему усмотрению.
Автостанция — это место, где каждый водитель может попросить место и стоять со своим транспортом, открыв маршрут. Открыть автостанцию может любой желающий, если у него есть подходящее место. Сейчас Министерство транспорта не контролирует общественный транспорт.
Согласно статье 5 Закона Грузии «Об автомобильном транспорте» индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в сфере автомобильного транспорта может начать работу после получения разрешения на основании документа, подтверждающего право на осуществление деятельности.
Это т.н. «Перекресток нищего», здесь сельские жители стоят и ждут, пока появится попутный автомобиль и подвезет их .
В 2022 году неправительственная организация “Местная Группа развития Ахалкалаки” (LAG) провела исследование о мобильности в ахалкалакских селах. Согласно этому исследованию, правда, более половины семей в селах имеют собственный транспорт, но отдают предпочтение общественному транспорту из-за дорогого топлива. LAG провел исследование в 6 селах района.
«Население целевых общин вынуждено выезжать в город как минимум один раз в неделю. Однако вопрос общественного транспорта в этих сёлах стоит критически остро. Жители часто пешком проходят долгий путь, чтобы воспользоваться транспортом», — говорится в заключении исследования.
Также в исследование отмечен тот факт, что из-за отсутствия общественного транспорта в селах дети не пользуются образовательными и спортивными кружками в городе, а также лишены возможности индивидуальных занятий с репетиторами.
Из мэрии Ахалкалаки проинформировали, что конкретных шагов по регулированию движения общественного транспорта сейчас не предпринимается.
«У нас до сих пор нет ни одного проекта по общественному транспорту, потому что у нас нет аналогичной госпрограммы. Мы никак не можем урегулировать», – говорит мэр ахалкалакского муниципалитета Мелкон Макарян.
На сегодняшний день обеспечение общественным транспортом сёл муниципалитетов не стоит на повестке дня ни центральных властей, ни местных. Однако, как видно, молодёжь из отдалённых сёл из-за отсутствия общественного транспорта лишена тех возможностей, которые доступны для молодёжи, живущей в городе и в близлежащих сёлах.