О политической активности в Грузии, новой партии, внешней политике, параллелей с Россией и о многом другом JNEWS побеседовал с Гиоргием Бадридзе — старшим научным сотрудником Грузинского фонда стратегических и международных исследований (Фонд Рондели), бывшим послом Грузии в Соединенном Королевстве Великобритании.

В Грузии очередные выборы будут в 2024 году, связана ли политическая активность с выборами?

– По последним исследованиям общественного мнения, политические реалии можно охарактеризовать, как застойные и даже критические. Даже партия, которая пользуется самым высоким уровнем поддержки, не может похвастаться очень хорошими результатами. Я имею ввиду правящую партию. А оппозиция раздроблена и самая сильная из них имеет очень низкую поддержку. Так что имеет полный смысл для того, чтобы и существующие партии  и другие общественные политические группы переосмыслили ситуацию, попытались бы взять старт на следующие выборы.

Вы сказали, что ни у правящей партии, ни у оппозиции нет сильной политической поддержки со стороны населения, почему это так? 

– Одной конкретной причины нет. Главная из многочисленных причин – это то, что в Грузии сложилась очень неблагоприятная ситуация вообще с демократическим строем и плюрализмом. С одной стороны ситуация в Грузии лучше, чем в авторитарных странах, нет таких прямых репрессии против оппозиции и независимой медиа, но на самом деле притеснения, и очень сильные преследования существуют. В Грузии не осталось ни одной независимой телекомпании, у которой не было бы очень серьезных проблем или с налоговой или с другими службами. Руководитель канала “Мтавари” сидит в тюрьме по смехотворным обвинениям. Те люди, которые осудили Нику Гварамия за использование служебного автомобиля в личных целях, все они без исключения пользуются служебными автомобилями в личных целях.

Новое политическое движение “Сила народа” во главе с Созаром Субари – это оппозиция или что вообще из себя представляет? 

– Я думаю, что “Грузинская мечта” просто насмехается над нашими партнерами, выставляя одну из своих частей, якобы независимой и отличающейся, не политической группой. С одной стороны, в это никто не будет верить, тем более, что все это театральное представление теряет смысл. Причина, по которой создали сначала четверку, а потом к ним присоединились еще больше членов “Грузинской мечты”, было то, чтобы они могли более свободно высказываться по тем вопросам, по которым правящей партии приходится соблюдать дипломатические приличия. Это имело бы смысл, если бы “Грузинская мечта”, начиная с председателя и заканчивая любым другим членом, не нападали бы на представителей Евросоюза и США.

Но с другой стороны – это конечно же предвыборный шаг, для того, чтобы занять нишу на правом фланге, националистическом, антизападном фланге грузинской политики, где несколько политических групп уже попытали свое счастье без особых успехов. У нас есть опыт этого, как начала партия Нино Бурджанадзе, пытаясь занять пророссийскую  правую нишу, без особого успеха. Потом появился “Альянс патриотов”. И потом уже мы получили “Альт-инфо”, и, как уже себя переименовали, “Консервативное движение”. Я думаю, что Иванишвили пытается занять нишу на этом же фланге в выборах 2024 года. Получить голоса и тех и тех. Например  ультра-радикальные националисты все-таки не смогли бы отдать свои голоса за ту Мечту, которая хотя бы на словах еще позиционировала, как прозападная, политическая сила. Я в этом вижу попытку  Иванишвили порыбачить на обеих сторонах политического спектра.

Многие высказывания лидера “Сила народа” напоминают российскую риторику, что дальше?

-Это исходит от отношения Иванишвили и это конечно 100% российский путь, который ведет к закону об иноагентах. А причиной этому является, то, что те демократические реформы, которые необходимы для статуса кандидата в членство Евросоюза, они напрямую расходятся с интересами олигархии-фундаментально. Я имею ввиду, что чем более демократичным и тем более справедливым будет политическая система, система выборов. Чем более независимыми будут например суды, тем трудней и дороже, в денежном выражении, будет для Иванишвили победа на следующих выборах.

Почему в Грузии настолько слабая оппозиция? Почему не появляются альтернативные партии правящей партии?

-Оппозиция в Грузии наверно никогда не была такой слабой, но в этом я думаю нужно опять-таки частично винить и власть. Вот если буду сравнивать с поведением путинской России. Например, когда спустя 22 года пребывания у власти все видят, что он не смог на самом деле сделать Россию более благополучной страной, более богатой, несмотря на то, что Россия может и должна быть самой богатой страной в мире. Он это компенсирует внешними маленькими победоносными войнами. Потом оказалось, что в Украине он встретил настоящее противостояние, противодействие. И вместо маленькой победоносной, получил большую кровавую войну. В Грузии мы видим, то что самая большая правительственная сила направлена не на реформы, не на то, чтобы сделать жизнь граждан Грузии более достойной, а на борьбу с оппозицией. Вот если бы хотя бы часть этих усилии, которые государство тратит на борьбу с оппозицией, на слежки, на всякого рода пропагандистские кампании и тому подобное, тратилось бы в другом направлении, мы были бы лучшей страной в мире. Но к сожалению Иванишвили добился того, что оппозиция раздроблена, ее главная партия ослаблена и основатель сидит в тюрьме и, возможно там даже умирает. Внутри партии происходят какие-то стычки. Да это не полностью оправдывает оппозиционные партии, но я хочу подчеркнуть, что деятельность оппозиционных партии происходит в очень сложных условиях.

Многие находят много общего между Навальным и Саакашвили?  Они осознанно вернулись в страну, где их гарантировано ждала тюрьма. 

– Да, оба вернулись в страну, зная о рисках. В случае Навального, он шел в тюрьму. Есть мнение, что у Саакашвили были некоторые иллюзии по поводу того, какие бы произошли здесь процессы после его возвращения, но то, что он не мог осознавать  риск того, что его схватили и посадили он не мог. Так что, да, есть некоторые схожести, но есть большие разницы также. К сожалению это трагедия то, что политическая ситуация в Грузии все чаще вызывает такие аналоги с Россией и с другими совершенно тоталитарными странами. Это понастоящему трагедия, потому что не очень давно из аспирантов стран на членство в Евросоюз, когда Грузия систематически лидировала, теперь Грузия серьезно отстает от Украины и Молдовы. А перспективы не очень радужные.