Из 81 случая нападений животных на человека, произошедших в Ахалкалаки с начала 2022 года, 77 – случаи нападения собак

Подвал многоэтажного здания на улице Агмашенебели в Ахалкалаки, несколько дней раненая собака волокла задние лапки и скулила от голода. Некоторые жители боялись беззащитной собаки, постоянно жалуясь, что её никто не забирает, некоторые же кормили ее. Они обращались в разные места, но собака так и погибла, не дождавшись помощи. В Ахалкалаки нет служб, которые бы помогли в таких ситуациях. С одной стороны жители города обречены на страх перед бездомными собаками, и на их нападения, с другой стороны жизнь этих собак – это голод, холод и гибель под колесами автомобилей. Есть страны, в которых это уже пройденный этап, а в Грузии пока не видно перспективы решения проблемы бездомных животных.

Бездомных собак на улицах Ахалкалаки с каждым годом становится больше. Стаи собак поделили город на части и, не дай Бог, одинокой собаке попасть на территорию стаи… наблюдать за таким для человека страшно и жалко. Жалко, потому что он понимает, что помочь одиночке не может, а страшно, потому что человеческое воображение представляет, что на месте этой собачки может оказаться сам. С начала года в Ахалкалаки Центром общественного здравоохранения был зафиксирован 81 случай нападения животных на человека, из них – 77 нападения собак. О серьёзных последствиях на здоровье пострадавших после нападений животных не известно.

Жестокое обращение, тем более отстрел собак карается законом. Единственное, что можно делать в рамках законодательства Грузии, чтобы защитить людей от бездомных собак и защитить их же от зубов сородичей – это отлов, стерилизация, кастрация, вакцинация, идентификация и возврат на место обитания. Каждый год муниципальные власти из бюджета Ахалкалаки на эти услуги выделяют около 25 000 лари, однако ситуация не улучшается.

До 2017 года бездомных собак иногда просто отстреливали, по принципу – нет собак, нет проблемы. Однако начиная с 2017 года Ахалкалакский муниципалитет выделяет деньги на отлов собак. За 6 лет из бюджета Ахалкалакского муниципалитета на эти услуги было выделено 132 456 лари.

По мнению мэра Ахалкалаки Мелкона Макаряна, проблема все еще остается не решаемой, потому что кастрация не спасает от зубов собаки, которую возвращают обратно, да и количество их не сокращается.

«Мы видим собак с бирками на ушах, но они также размножаются. Проблема не решается, хотя мы из года в год выделяем на это деньги, а население думает, что в этом направлении мы не работаем”, – говорит он.

По мнению Мелкона Макаряна, другой способ решить данную проблему – организовать приют, но это не под силу муниципалитету.

“Для того, чтобы открыть приют тебе нужны специалисты,  ветеринары, соответствующая территория. В год мы только раз на это выделяем деньги, за эти деньги кто согласится это все сделать?!», – говорит мэр Ахалкалаки.

В разных районах Грузии проблема бездомных собак актуальна, где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Однако везде используется тот же метод, который не эффективен.

В том, что проблему не решить одноразовым тендером на отлов и стерилизацию согласны и в Центре по управлению популяции животных. По словам директора центра Темура Лачхебиани, на все процедуры в центре уходит 3 дня. Проводится операция по стерилизации животного, его держат, чтобы пришло в себя после наркоза и окрепло. После того как ставится чип на ухо животное выпускается из приюта.

“За каждую собаку муниципалитеты финансируют 150 лари. То есть это транспорт, операция, стерилизация и возврат обратно. И это минимальная сумма, которую платят за нашу работу. У нас есть такие собаки, которые всегда остаются в приюте. Таких 15-20. Мы не возвращаем их на места, потому что им угрожает опасность”, – говорит Темури.

По его словам, муниципалитеты выделяют деньги в основном на отлов менее чем 20-30% собак, но, если стерилизация не будет осуществлена у 70% бездомных собак, то это не имеет эффекта, их количество растёт.

Темури Лачхебиани считает, что государство для решения проблемы делает минимальное. Необходимо не только принимать закон, но и создавать приюты и ветеринарные клиники в муниципалитетах, способствовать увеличению числа специалистов-ветеринаров.

“В Америке есть мобильные машины, мы хотим такую же систему, чтобы на месте делать операции, чтобы собак не везли в приюты. Это упрощает работу. Там есть ветеринарные клиники, врачи, мобильные машины, и есть учебные заведения, где повышают квалификацию. А у нас есть только  несколько учебных заведений, которые учат профессии ветеринара – в Ахалцихе и два в Тбилиси и все”.

По оценке специалиста, ситуация, которая сейчас царит в Грузии, в развитых странах была 40 лет назад. И, если продвигаться такими темпами, нам понадобится ещё 50-60 лет, чтобы были продвижения в этом вопросе. Он также отмечает, что велико значение подхода населения к вопросу бездомных собак. Темур отмечает, что люди хотя бы должны не выкидывать собак на улицу. А для этого он отмечает, что вместе с ответственностью за жестокое обращение к животным законодательство должно регулировать и этот процесс.

Дизайн без названия - 1

Домашнему животному нет места в доме, если брать домой собаку, то только породистую, дворовая собака должна жить на улице, – так думают многие ахалкалакцы. Однако часто на улицах можно встретить и брошенных породистых собак, таких как хаски, или такса.

Милка недавно была одной из бездомных собак Ахалкалаки, она породы такса, её на улице подобрала новая жительница Ахалкалаки, беженка из Украины – Дарья.  Уехав из Украины, она с собой взяла собачку породы хаски – Нюшу и белоснежную кошку – Пушку.

“Я подумала, что могу помочь хотя бы этой маленькой собачке. Она прямо мордой в грязь упала, у нее одна лапа короче другой. Привела ее в дом, занялась ее мытьем, обработкой, пошла в ветеринарный магазин, купила средство от блох”, – рассказывает Дарья Яблонская.

Для Дарьи отношение к животным в Ахалкалаки странное,  здесь человеку с животными сложнее найти дом на съем.
“У нас другое понимание животного, то есть, питомцы должны хорошо кушать, выглядеть хорошо. Если даже будет меньше денег, я ущемлю свои потребности, если взяла животное, за них несу такую же ответственность, как и за детей, не выкину. Я доплачивала гораздо больше денег за животных, для того, чтобы их не выкинуть. Поездка в Грузию мне обошлась бы намного дешевле, если бы я ехала одна с детьми”.

Во всем мире есть несколько моделей решений проблемы с бездомными собаками, где-то гуманнее, где-то жестче.

Так например в Германии, Франции, Австрии, Швеции, Норвегии и в некоторых других европейских странах введены налоги на содержание собак, сумма налога начинается от 30 до 800 евро в зависимости от породы собаки и места проживания. Если собака бойцовая, налог выше.

В ряде стран выброс животного на улицу — это строгое административное нарушение, которое карается штрафом от 25 тысяч евро. В некоторых странах  предусмотрена и уголовная ответственность – до года тюрьмы. Запрещён также безнадзорный выгул, когда собака может причинить вред прохожим. Для владельцев бойцовых собак предусмотрены особые штрафы за нарушение выгула и содержания — до 50 тысяч евро. Эти меры предпринимаются в таких развитых странах, как Германия, Великобритания, США, Италия…

Процедуры, которые проводит Грузия, то есть отлов-стерилизация-медицинский уход-идентификация-возврат считаются одними из самых дорогостоящих и трудоёмких. Такой же способ практикуется в Индии, Бангладеше, Болгарии, Турции, Греции, Таиланде, Индонезии, Египте и некоторых других странах.

Есть страны, где применяется самый быстрый, недорогой и негуманный способ борьбы с бездомными собаками – отстрел, массовое уничтожение. Этот способ используется в России. Случай отстрела в этом году был и в Ахалкалаки. Однако этот случай не был зафиксирован правоохранительными органами, так как никто не обратился к ним с заявлением.

Есть страны, где бездомных собак отлавливают и помещают в приюты, где они дожидаются новых хозяев, а если за определённый срок таковых не нашлось, их безболезненно усыпляют. Эвтаназия рассматривается, как необходимая мера, так как приюты должны быть всегда готовы к поступлению новых животных, в этих странах считают, что усыпить животное более гуманно, чем бросить его на улице и обречь на жестокую смерть. Такую модель в своё время внедрили также в Эстонии.

Сеть приютов для бездомных животных Varjupaikade MTÜ в Эстонии основан в начале 2007 года. За время их деятельности они помогли найти новые дома почти 14 000 животным и вернули хозяевам около 5 600 любимцев. В беседе с Jnews представитель приюта Анни Анет Мойсамаа отметила, что в Эстонии проблема с бездомными собаками хотя и не решена полностью, но ситуация определенно улучшилась, по сравнению с началом 2000-ых. Она считает, что важна роль в этом вопросе отношения людей и культурных норм – эстонцы склонны рассматривать собак, как домашних животных. Там сейчас более актуальна проблема бездомных кошек, так как они рассматриваются как полностью независимые животные.

“На данный момент в наших приютах есть более 700 кошек и только 50 собак. Проблемы, связанные с собаками, в основном незаконные заводы по производству щенков и безответственные владельцы собак. На содержание собаки в приюте в среднем идёт 300 евро. Иногда ветеринарные расходы на собаку могут достигать нескольких тысяч евро”.

По словам Анни Анет ситуация, которая сейчас в Грузии, в Эстонии была в 90-ые. В Эстонии вопросом бездомных собак занимаются 3 большие сетевые приюта и 30 НПО.

Дизайн без названия - 1

Муниципалитеты в Эстонии финансово поддерживают содержание животных в течение первых 14 дней. После этого жилье обеспечивается только благодаря пожертвованиям. В случае, если за 14 дней не находится хозяин, приют решает, усыпить ли животное или искать для него новый дом. В среднем требуется три месяца, чтобы найти новый дом для животного. Впрочем, некоторые ждут даже годы.

Как видно из всего вышесказанного, для решения проблемы необходима смена отношения и поведения как правительства страны, так и населения. Во многом поведение населения меняется и действующим законодательством. Директор Центра по управлению популяции животных Темур Лачхебиани считает, что законодательство по этому вопросу нецелостное. Правда вроде в этом направлении парламент работает, но пока что всего лишь работает. Пока этот вопрос не стоит на повестке дня обсуждений в обществе и в правительстве, однако из-за этого проблема ещё усугубляется.