5 ноября состоялось официальное открытие ГЭС «Ахалкалаки-1» и «Ахалкалаки-2». Суммарная мощность двух ГЭС составляет 9,1 МВт, годовая выработка – около 49 ГВт.

Строительство ГЭС длилось 4 года, было потрачено 26 миллионов долларов США. Через несколько дней после открытия в Грузии начались серьезные дискуссии о стоимости строительства гидроэлектростанций. Все дело в том, что строительство ахалкалакских ГЭС обошлось намного дороже, чем любая другая, более мощная ГЭС, например, в Раче. JNEWS поговорил на эту тему с исполнительным директором Информационно-аналитического центра Смарт-пресс Вахтангом Мгеладзе.

В последние дни в Грузии темой для бурных обсуждений стала стоимость строительства ГЭС «Ахалкалаки-1» и «Ахалкалаки-2», что Вы на это скажете?

– Технические и экологические нормы соблюдены, поэтому в том, что запущен объект нового поколения, нет ничего плохого, наоборот, это нужно всячески приветствовать. Но дьявол кроется в деталях. А это значит, что стоимость проекта нереально высока. Другими словами, строительство электростанции мощностью 9,1 МВт обошлось в более 20 миллионов долларов. Для сравнения могу отметить, что вчера было объявлено о строительстве ГЭС Чиори в Раче, эта станция мощностью 17 МВт обойдется столько же – 26 миллионов долларов.

В чем причина такой большой разницы в цене?

– Боюсь, что дело не в профессионализме, а в злом умысле. Сейчас объясню в чем проблема. 2/3 стоимости строительства производственных объектов идет на приобретение турбин. Эти турбины производят такие гиганты, как мировые корпорации Siemens, General Electric. Это означает, что в среднем один мегаватт стоит один миллион евро или долларов, в зависимости от того, где он куплен, плюс транспортные и некоторые другие расходы. Иными словами, самое дорогое приобретение всего элементарного оборудования не могло быть дороже 10 миллионов долларов. А остальное – территория, коммуникации, дренаж территории, подвод водопроводных артерий, строительство самого каскада, бетонирование, проектные работы и т.д. Ну, соответственно, я, и не только я, считаю, как говорят специалисты, проект завершен со средним подсчетом в 10 миллионов. Другими словами, он должен был обойтись около 15-16 миллионов долларов, но никак не 26 миллионов.

Какие проблемы могут возникнуть с гидроэлектростанцией?

– Если вы открываете предприятие, делаете инвестиции, то вы не платите налог на прибыль, пока не вернете эти инвестиции. Соответственно, чем больше инвестиций сделано на бумаге, тем позже уплачивается налог на прибыль. Другими словами, государство получает меньше налогов. Это одна проблема, но самая меньшая из проблем. Другая проблема намного больше. Это зависит от того, по какой стоимости государство берет на себя покупку электроэнергии у этой станции. Одним из критериев при расчете тарифа является себестоимость. Соответственно, чем больше инвестиции, тем выше тариф они могут установить. Нам, государству, невыгодно получать электроэнергию по высокой цене. Есть заинтересованность в том, чтобы у нас была доступная, дешевая электроэнергия, потому что дорогая электроэнергия подразумевает высокую стоимость товаров и услуг. Это дорогое производство, это инфляция, для чего нам это нужно было?

Будет ли муниципалитет Ахалкалаки получать электроэнергию от этих ГЭС?

– Ну, я думаю, что в принципе это не делается, потому что электросеть общая, вырабатываемая электроэнергия поступает в общий котел. Например, вы можете использовать электроэнергию, которую вы получаете от Ингури ГЭС. Если электроэнергия не поступит в общую систему, оно просто потеряется. Поэтому нет возможности привязаться к конкретному региону, чтобы эта установка обеспечивала электроэнергией конкретный регион.

Есть ли муниципалитеты, где жители получают какие-либо льготы или может снижение тарифа при строительство ГЭС?

– Насколько мне известно, в высокогорных районах есть ценовые привилегии. Например, в горной Сванетии, но там плохо пользуются, поскольку там занимаются криптовалютами. Создаются майнинг-фермы, которые мы превращаем в криптовалюты, Bitcoin и т.д. и т.п. Учитывая, что эти биткойны продаются на международных биржах, в бюджет не уплачиваются налоги, а потребляется электроэнергия, то есть какую выгоду получает от этого Грузия — большой вопрос.