Жители села Алатуман Ахалкалакского муниципалитета более 30 лет пьют воду из асбестовых труб, что считают причиной частых кишечных расстройств. Местные власти два раза строили новую водопроводную линию для села на около 300 000 лари, но оба раза безрезультатно. И это не единственный пример осуществлённых проектов в Ахалкалакском муниципалитете, которые не дали результатов. С 2010 года по сей день было осуществлено таких проектов минимум на 2 209 910 лари.

Водопровод Бежано-Алатуман построен в 1990 году с асбестовыми трубами. Протяженность водопровода 6 км 400 м. В Алатумане живет около 180 семей.

Асбестовые трубы используются в разных сферах: в строительстве, в ракетостроении, в машиностроении, как водопровод для оросительной воды, но не для питьевой воды. В некоторых странах Европы они запрещены.

В домах у алатуманцев вода течёт, однако она не пригодна для питья, некоторые носят воду из двух родников села.

Начиная с 2014 года и до 2016 года жители села свои средства по программе “Помощь селу”, которые государство выделяет каждому селу для решения проблем, вкладывали на покупку пластмассовых труб, хотели заменить асбестовые трубы. Чтобы поменять весь водопровод нужно было вкладывать эти средства еще несколько лет.

Осенью 2017 года муниципалитет для строительства нового водопровода села Алатуман выделил 205 000 лари. Строительство осуществил физическое лицо Гарик Зармарян. Работы завершились в 2019 году. После строительства оказалось, что вода не течет по трубам. Муниципалитет отказался платить строителю деньги, обосновывая, что конечный результат не достигнут. Строитель через суд оспорил и получил свои деньги, потому что он сделал работу согласно данному ему готовому проекту. Муниципалитет выплатил строителю тогда, в 2019 году, около 25 000 лари.

В экспертном заключении мэрии, как сообщили Jnews в юридической службе в 2019 году, тоже утверждалось, что строитель свою работу выполнил согласно проекту, проект был составлен неправильно, виноват проектировщик. Мэрия тогда намеревалась подать на проектировщика в суд, однако потом, как оказалось, не сделала этого.

Тогдашний начальник службы инфраструктуры Ахалкалаки Альберт Нахатакян говорит, что они не предполагали, что вода может не потечь по новой линии водоснабжения.

“Вода должна была потечь, 4 раза я приводил разных специалистов с GPS, экспертов из Хризолита. Инструменты показывали, что высота местности, откуда должна была проходить вода, ниже истока. В строительстве воды Алатумана никто не виноват, строитель делал свое дело по проекту. Кто бы ни был проектировщиком этой работы, спроектировал бы так, это оптимальная линия”, – говорит Альберт Нахатакян.

alatuman voda
Новую водопроводную линию соединили со старой, асбестовой

Никто не виноват, но факт безрезультатно потраченных денег остаётся фактом. Муниципалитет в 2019 году заказал новый проект, выделив 750 лари. На этот раз водопровод должен был обходить возвышенности на пути. Строительство нового водопровода провела компания ООО “Аро” на сумму 85 005 лари. Водопроводную линию построили, вода потекла всего месяц и потом снова перестала течь.

Общая сумма, потраченная на строительство водопровода Алатумана составляет 290 755 лари. Однако чтобы вода текла к жителям, они вынуждены были временно обойти новые бассейны и соединить новую линию к старой асбестовой линии. На протяжении около 300 метров вода вновь идет по асбестовым трубам.

Жители Алатумана считают, что асбестовые трубы – причина частых кишечных заболеваний в селе. Статистики, которая бы подтверждала это, нет, так как многие не обращаются в больницу, а лечатся в домашних условиях.

Внучки Чахоян Норайра недавно выписались из больницы, куда они попали с отравлением, причиной которого Чахоян называет питьевую воду.

“Я 2000 лари потратил на лечение своих внучек. В питьевой воде есть крысы, вода не хлорируется, бассейн в плохом состоянии, построили новую линию, но около 300 м вновь вода течёт по асбестовым трубам”, –  говорит Чахоян Норайр, у которого четыре внучки.

Мэр Ахалкалакского муниципалитета Мелкон Макарян хотя и всего год занимает эту должность, но знаком с данной проблемой и сказал, что вопрос водопровода села Алатуман обсуждается.

“Что касается асбеста, мы это поменяем. Эту линию не будут закрывать, это останется и будет использовано для орошения, там есть озеро, мы наполним это озеро и оно будет использовано и для орошения, и для водопоя скота. Две линии водопровода будут работать. Мы в будущем году, весной, займемся водопроводом Алатумана, у нас есть предварительные расчеты”, – сказал Мелкон Макарян.


Село Кумурдо, здесь в 2019 году построили водопой для скота, который не заполнялся водой

Кроме Гарика Зармаряна, который построил водопровод села Алатуман, судилась с мэрией еще и компания “Голд 777”. Она строила водопой для скота в селе Кумурдо, но вода не поднималась к водопою, как объяснили Jnews в мэрии ещё в 2019 году, оказалось, проектировщик неправильно выбрал диаметр труб и не рассчитал уровни. Мэрия тогда заплатила компании за проделанную работу 6762 лари.

Часто на вопрос, почему проект или работу приняла комиссия мэрии, там нам отвечали, что независимая экспертная компания проверила проект или работу и приняла. Представитель независимой экспертной компании “Хризолит” Торнике Ахвледиани сообщил Jnews, что они экспертизу проектно-сметной работы сел Алатуман и Кумурдо не проводили.

“Мы принимали работу, они были проведены по проекту. Вода не текла из-за высоты, наверно, не точно было спроектировано, наверно, виноват проектировщик. Строитель делал свое дело. Работы принимает мэрия, мы просто сказали, что работы проведены по проекту”, – сказал Торнике Ахвледиани.

Проектно-сметные работы сел Алатуман и Кумурдо составил проектировщик Геворг Галивонджян. В беседе с Jnews он отметил, что проблема не в проекте.

“Значит, где-то есть потеря воды, раз уж вода не течёт, я все правильно составил, наверно, где-то давление падает из-за потери воды. В Кумбурдо тоже есть потеря, с диаметром труб никак не связано. Меня никто в суд не вызывал”, – сказал Геворг Галивонджян.

Случаев, дошедших до суда всего единицы, но безрезультатно осуществлённых проектов в муниципалитете – больше.

Projects
Infogram

Такая же ситуация со строительством новой водопроводной линии в селах Вареван и Сулда.

В селе Вареван живут 160 семей. Водопроводную линию в селе построили в 2010 году, потрачено было 180 000 лари, вода не доходила до села. В 2019 году снова выделили 400 000 лари на 12,5 км водопроводную линию. Но опять безрезультатно. В 2020 снова направили 688 250 лари на строительство новой линии водопровода, из которых 500 000 лари из Фонда регионального развития, 188 250 лари из местного бюджета. Проект осуществила компания ООО “Универсал Джорджиа 2008” на сумму 654 321 лари. В итоге на водопровод Варевана потрачено всего 1 268 250 лари.


Вода в Вареване течёт после третьей попытки водоснабжения

В селе Сулда живут 185 семей. Вода в село была проведена из села Дилиф Ниноцминдского муниципалитета, для чего необходимо было установить водяной насос большой мощности. В 2015 году Ахалкалакский муниципалитет на проведение новой линии водопровода в селе Сулда, выделил 26 190 лари. Выиграл тендер предприниматель Цолак Вардикян. Проблема воды в селе Сулда не решилась. В 2021 году выделили 1 188 588 лари, работы были осуществлены, но вода потекла в село со сбоями и не годная для употребления. В 2022 году опять выделено 1 291 195 лари, работы еще не начались. Выиграла тендер компания “Эм СИ групп”. Общая сумма составляет 2 505 973 лари.


Жители Сулда везут воду для употребления в пищу из соседних сёл

В 2019-ом году Скотный рынок Ахалкалаки был закрыт со стороны Национального агентства продовольствия из-за несоответствия стандартам. Для скотного рынка Ахалкалаки было потрачено в общем 60 529 лари, и пока неизвестно, примет ли Национальное агентство продовольствия работу или нет. Три раза подряд проводились работы, чтобы соответствовать стандартам.

Не известно, когда откроется скотный рынок

Для детского сада села Хулгумо было потрачено 118 236 лари. Строительство начали в 2014 году, однако открылся детский сад в 2021 году, в течение 7 лет велись работы, выделялись деньги, а детский сад все равно не открывали, потому что выяснилось, что не работает водопровод, не текла вода, потом выяснили, что нет электричества, не были построены перила к лестницам, не было построено склада. Во время ремонта не были сменены старые электрические выключатели и розетки, даже испорченные. А тем временем ремонт комнат уже испортился, стены от сырости покрылись плесенью. Здание совсем не соответствует дошкольному образовательному учреждению.

7 лет подряд велись работы в готовом здании, чтобы открыть там детский сад

Служба государственного аудита исследовала работу Ахалкалакского муниципалитета за 2018-2019 год, и выявила недочёты. Одним из недочетов в отчёте службы приводится строительство водопровода села Алатуман.

На вопрос, почему столько безрезультатно осуществлённых проектов в Ахалкалаки, мэр муниципалитета Мелкон Макарян сказал, что не может ответить на то, что было до него, а на вопрос, а что делают они сегодня, чтобы не было такого в будущем, он сказал следующее.

“Мы в процессе работ контролируем процесс, если мы видим, что проблема проектировщика, мы звоним и говорим им. Мы с начала до конца все работы контролируем, особенно если сумма большая” , – говорит мэр Ахалкалаки Мелкон Макарян.

В отчёте Службы государственного аудита работ Ахалкалакского муниципалитета за 2018-2019 гг. приводятся рекомендации, которые направлены на то, чтобы сделать эффективность работы местных властей выше. Там говорится о разработке механизма контроля, который должна осуществлять мэрия по каждому проекту, о постоянном мониторинге осуществляемых работ. Служба аудита рекомендует также досрочно, до начала осуществления проекта оценить возможность его осуществления, а если начата какая-то работа, то довести её до того, чтобы она дала результат. В рекомендациях только не говорится о том, чтобы выявлялась компетентность как работников осуществляющих проекты компаний и физических лиц, так и контролирующих органов.