Грузия и НАТО: поддержка и неопределенность


Двухдневный визит делегации Совета НАТО в Грузию воспринимается как знак поддержки со стороны альянса. Однако вопрос о том, когда Грузия станет членом НАТО, по-прежнему остается открытым.

Грузинское правительство отмечает, что это уже четвертый визит делегации Совета альянса в Грузию начиная с 2008 года, что является беспрецедентным случаем в истории сотрудничества альянса с партнерами.

“Этот визит является важным посылом динамичного развития практического сотрудничества и политической поддержки Грузии со стороны альянса. Большинство населения Грузии поддерживает интеграцию Грузии в НАТО и курс на вступление в альянс”, – заявил на совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО грузинский премьер Георгий Квирикашвили.

По состоянию на июнь 2016 года Грузия занимала четвёртое место среди всех стран и первое – среди государств, которые не являются членами альянса, по числу военнослужащих, участвующих в миссии НАТО в Афганистане Resolute Support (“Решительная поддержка”).
Ранее Грузия также предоставила самый большой по численности военный контингент среди стран, не являющихся членами НАТО, для участия в миссии Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане, которая завершилась в декабре 2014 года.

Принципиальная поддержка планов вступления Грузии в североатлантический альянс была выражена еще в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте. Однако Грузия до сих пор не смогла добиться получения Плана действий по членству (так называемой “дорожной карты”, которая является составной частью процесса вступления в НАТО).


Право выбора

В рамках двухдневного визита, который начался в среду, прошло заседание комиссии НАТО-Грузия, созданной вскоре после августовской войны 2008 года. Комиссия является площадкой для практического сотрудничества Грузии с альянсом.

По словам Столтенберга, у Грузии есть все инструменты для приближения к членству в НАТО. Так он называет пакет мер “НАТО-Грузия”, предложенный на саммите в Уэльсе в 2014 году, и открытый в прошлом году совместный учебный центр.

Столтенберг еще раз подчеркнул, что на саммите в Варшаве было принято решение увеличить присутствие НАТО в черноморском регионе. А продолжить тесный диалог со странами-партнерами, такими как Украина и Грузия, по этому вопросу – важно для НАТО.
Но главный для Грузии вопрос – срок вступления Грузии в НАТО – пока остается без ответа.

Называть конкретные даты возможного вступления Грузии в альянс генсек НАТО отказался, повторив лишь, что это зависит от соответствия Грузии стандартам и требованиям членства в НАТО.

Отвечая на вопрос о том, как влияет Россия на процесс принятия решения о членстве Грузии в НАТО, Столтенберг повторил, что решение этого вопроса зависит только от членов НАТО и самой Грузии и никто не имеет права вмешиваться в этот процесс.

Долгий путь в НАТО

В ходе визита Столтенберг несколько раз отметил прогресс, достигнутый Грузией. Он сказал, что альянс ожидает того, что предстоящие парламентские выборы в Грузии в октябре пройдут в соответствии с самыми высокими демократическими стандартами.

В правительстве Грузии не скрывают, что Тбилиси придется набраться терпения на пути к заветному членству в НАТО.

“Думаю, мы должны терпеливо ждать и последовательно идти к членству в НАТО. То, что мы сейчас делаем, – реформа военной системы и демократических институтов – это как раз то, что нам нужно для вступления в НАТО”, – заявил премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили после встречи с генсеком НАТО.

Но некоторые политологи выражают опасения, что медленный процесс интеграции Грузии в евроатлантические структуры и недостаток ощутимых результатов на этом пути усиливают скептические настроения по отношению к евроатлантическому курсу среди населения Грузии.
По мнению бывшего замминистра обороны Нодара Харшиладзе, число сторонников интеграции Грузии в НАТО в самой Грузии вряд ли снизится ниже критического минимума, и большая часть населения останется приверженной интеграции Грузии в НАТО.

Однако даже потеря поддержки со стороны небольшой части населения является проблемой для Грузии.

“Разочарование людей само собой будет… так как уже в течение более 12 лет конкретных, ощутимых простыми людьми результатов нет. Так что, к сожалению, это логический процесс. Надо стараться какие-то результаты показывать и не проигрывать эту битву за веру людей в евроатлантическую интеграцию”, – считает Харшиладзе.

По его словам, даже если нет возможности немедленного вступления в НАТО, государство должно показывать результаты процесса интеграции, такие как большая демократизация, более открытое общество и доверие к силовым структурам.

При этом, по мнению эксперта, сегодня рейтинг партий, которые активно выступают против вступления Грузии в НАТО, низкий и они вряд ли смогут повлиять на внешнюю политику Грузии.

Но ждать радикальных прорывов в процессе интеграции Грузии в НАТО пока также не приходится: альянс не готов к принятию в свои ряды таких государств, как Грузия, Молдавия и Украина, считает эксперт.

“НАТО сама думает, насколько может расшириться в этом регионе. По партнерским форматам она готова расшириться, но что касается формата членства и покрытия этого региона, НАТО на этом этапе, я думаю, не считает это нужным. Это касается не только Грузии”, – говорит он.

Председатель Атлантического совета Грузии Василий Сихарулидзе считает, что сегодня разногласия существуют не в вопросе самого расширения НАТО, а в том, когда это должно произойти.

“Роль Грузии, в первую очередь, – в том, чтобы укреплять демократические институты и увеличивать нашу эффективность. С другой стороны, это усилия со стороны Запада для того, чтобы этот консенсус в связи со сроками был достигнут “, – говорит он.

Между тем результаты опроса, проведенного по заказу Национального демократического института в июне 2016 года, указывают на то, что большинство населения Грузии по-прежнему ждет вступления Грузии в НАТО и поддерживает европейскую и евроатлантическую интеграцию страны.

Согласно данным опроса, 64% поддерживают заявленную правительством цель вступления Грузии в НАТО, а 72% опрошенных являются сторонниками вступления Грузии в ЕС.

29% опрошенных согласились с тем, что Грузия получит больше пользы, если откажется от европейской и евроатлантической интеграции в обмен на улучшение отношений с Россией.

Русская служба ББС