Почему бизнес-проекты, профинансированные по грантовым программам, часто не развиваются, какие недочеты и ошибки и, на какой стадии их допускают предприниматели. В этом попытался разобраться Jnews.
11-го апреля завершился прием заявок на конкурс бизнес-идей по государственной программе “Производи в Грузии”. Это был очередной проект, в рамках которого государство с помощью микрогрантов постаралось дать возможность развитию идей микро и малого бизнеса. Однако это один из многих подобных проектов, которые финансируют стартапы или направлены на развитие уже существующих бизнесов. Часто подобные программы финансируют и сельское хозяйство, развитие туризма и другие направления. Однако в Джавахети о подобных программах узнаёт определенный круг людей. Да и не все программы включают этот регион в свои приоритеты.
Война между Россией и Украиной и экономический кризис показали, что многое в экономике Грузии зависит от России. Однако регион Джавахети экономически зависит от России больше всего. И это выявляется не только в масштабе региона, но и в бюджете почти каждой семьи. Исходя из этого, очень важно развивать малый бизнес в регионе. Но также необходимо учитывать и проблемы, которые возникали в вопросе развития бизнеса в прошлом.
В Джавахети выживают лишь определенные стартапы и идеи, большая часть начатых микро и малых бизнесов в скором времени закрываются. В чем причина, Jnews узнал у людей, которые начинали бизнес, развивали дальше или закрывали из-за появившихся проблем.
Житель села Мурджахет Ахалкалаки Енок Бабаджанян – один из тех, кто сумел с помощью грантов основать и развивить свой бизнес. Он генерирует солнечную электроэнергию, часть полученного продаёт государству, часть использует в своей теплице, где выращивает помидоры. Параллельно он производит биогаз. Результат превзошёл ожидания, Енок намерен расширить бизнес. Для осуществления этих идей он воспользовался грантовыми проектами.
По его мнению, основная причина того, что у людей не получается основать свой бизнес, заключается в том, что многие на стадии планирования и подачи заявки на грант не делают расчеты, не вникают в требования стратегии, сами не пишут идеи гранта и часто не понимают, что они должны в итоге сделать.
“Часто люди начинают то, о чем не имеют понятия. Например, решают сажать картошку, но для этого нужно много знаний, работы и мучений. Они в интернете или в книгах читают об этом и решают начать. А когда дело доходит до практики, видят, что есть проблемы, и бросают это дело. Еще одно, когда составляют бизнес-план, составляют бюджет, часто пишут не сами и не понимают. Изначально делают неправильные расчеты. Не учитывают внутренние и внешние рынки. Мой личный опыт, я, например, планировал работать в декабре и январе, чтобы хоть и с убытками, но работать. Но климатические условия показали, что лучше в эти месяцы не работать”, – говорит Енок Бабаджанян.
Первый грант на открытие фотостудии в Ниноцминде Борис Карслян получил 8 лет назад. Однако особых успехов в этом не добился, исходя из того, что эта сфера быстро развивается, и без больших вложений в новые технологии и дизайн это дело не конкурентоспособно. Для него фотостудия – дополнительный доход, но не основной.
“Первый грант, который я получил, был 5000 лари. После этого я 2 раза обращался для получения гранта для развития бизнеса, но не получил. Я работаю той же техникой, которую приобрел тогда. Теперь уже эта техника устарела. И доход не такой большой, чтобы я мог купить новую технику, приобрести что-то новое, развивать бизнес. Еще одна проблема – то, что все подорожало, имею ввиду сырье. Я совмещаю бизнес с основной работой. Многие, кто ставил бизнес со мной, закрылись, потому что за 5000 лари, что давали тогда, бизнес делать невозможно”, – говорит Борис Карслян из Ниноцминды.
Мзиса Хмаладзе с недавних пор открыла для себя сферу бизнеса, участвуя на тренингах по социальному предпринимательству. Как и остальные наши респонденты, она свой стартап начала с гранта. Чай из полевых трав Джавахети – новшество, так как основное направление бизнеса в Джавахети – это сельское хозяйство. Мзиса до этого тренинга не интересовалась и не планировала начинать свои бизнес.
“Основная проблема – собрать команду. Сначала мне в сборе трав помогала моя семья. Но у них у всех есть свои дела, и они не могли мне помогать и дальше. Еще осложняет то, что я студентка и учусь в университете. У меня мало времени. Мои бизнес не очень прибыльный пока, так как пока не распространила в магазинах. Причина в том, что упаковка пока не готова, для этого нужно время. Но с конца месяца, думаю, этот вопрос решится, и я буду работать над реализацией. Я также планирую участвовать в других грантовых программах и, если получится, это будет хорошо”, – говорит Мзиса Хмаладзе.
Нана Броян начала свои путь в бизнесе с цветочного магазина. Однако в скором времени ей пришлось закрыть магазин. После всей семьей они начали работать над семейным кафе, однако и этот бизнес-проект продержался недолго. Нана пришла к выводу, что для результата надо посвятить себя бизнесу полностью.
“В нашем случае проблема в том, что когда начинаешь с нуля, как это было с цветочным бизнесом, надо было платить за аренду, платить наемным работникам, плюс коммунальные траты. Этих трат было столько, что начинающему бизнесу выкарабкаться очень сложно. Тем более мой бизнес был новшеством. У нас другой менталитет и люди предпочитают дарить в подарок цветы, но не в горшочках – это была проблема этого бизнеса. Но скорее всего, если бы я этим занималась дольше, старалась бы больше, результаты были бы лучше. На сегодняшний день убедилась в том, что если что-то начинаешь, ты должен это делать сам, контролировать. Если бы я не была бы занята другим и занималась бы конкретно бизнесом, был бы очень хороший результат”, – объясняет Нана.
К тому же она поднимает проблему отсутствия подходящих кадров в сфере услуг.
“В любом бизнесе проблема в рабочей силе, которая нестабильна. Люди просто не хотят работать лишний раз, с клиентом не умеют работать. Тоже самое было в кафе, когда мы были там, все было хорошо. Также должна быть определенная сумма для оборота, для вложения должен быть большой капитал, чтобы продержаться несколько месяцев или год. В случае кафе помешал и COVID. Были и другие факторы”, – рассказывает Нана Броян.
Предприниматели признаются, что налогообложение микро и малого бизнеса в Грузии льготное, а тем более в высокогорных районах. Поэтому в перечне проблем вопросы с налогообложением не затрагивают. Однако для устойчивого бизнеса необходимы не только налоговые условия, но многие другие факторы, которые часто не учитываются ни со стороны грантодателей, ни лиц, которые начинают заниматься микро и малым бизнесом.