Сезонные мужья Джавахети


В Джавахети начался сезон, когда большинство мужчин уезжает в “хопан”на 6-9 месяцев, оставляя свои семьи, чтобы зарабатывать деньги на их содержание.

Наш партнёр jam-news.net подготовил большой проект “Холодный юг Грузии” о жизни и проблемах Джавахети, часть которого, о сезонных работах за границей, Jnews представляет Вашему вниманию. Проект jam-news.net можно посмотреть по следующей ссылке.

Зимой Джавахети засыпан снегом. Этот регион находится на высоте 2 100 метров над уровнем моря. Такой суровой зимы нет больше нигде в Грузии – иногда морозы доходят даже до минус 30 градусов.

Когда идут сильные снегопады, дороги в высокогорные деревни закрываются на месяцы. В таких поселках дороги чистят редко.

Джавахети – альпийская зона, здесь почти нет лесов. Зато много прозрачного, свежего воздуха и синего неба. А красивые озера, которыми очень богат этот край, зимой покрываются льдом.

Местные жители привыкли к суровым зимам.

Приспособлена к этим условиям и архитектура – ​​в деревнях строят в основном одноэтажные каменные дома. У некоторых крыши покрыты сеном, так дома сохраняют больше тепла.

В последние годы во многие села провели газ, люди купили бытовые газовые обогреватели. Однако сушеный навоз по-прежнему остается одним из способов отопления, особенно в сельской местности. В готовом виде это прямоугольные брикеты, это топливо заготавливают круглый год по специальной технологии.

Едем на старом “полуживом” красном Опеле из Ахалкалаки в село Картикам – в гору. Дорога заснеженная и грязная, а наш водитель дядя Лева даже не моргает, так и едет на машине по снегу.

В центре Картикама живет небольшая семья из трех человек. В коридоре традиционного джавахетского каменного дома стоит большая чугунная печь. Тепло. На плите варится кофе, аромат которого разносится по всему дому.

Зима – редкое время года, когда все члены этой семьи собираются вместе. Для хозяйки Венеры это настоящий праздник – и муж, и ребенок, которые уезжают работать в Россию, сейчас дома.

Гарегину 60 лет. Он рассказывает, как получилось, что больше половины своей жизни он провел вдали от семьи, в России.

«По профессии я инженер-механик. Закончив учебу в Ростове, я вернулся в родное село и начал работать школьным учителем. Потом какое-то время работал инженером на ферме, потом в каменоломне. Когда распался Советский Союз, здесь все остановилось, все предприятия. Работала только база. Работы больше ничего не было. У меня были дети, и семья должна была выжить. Мне было очень тяжело, но что я мог сделать. Впервые я уехал в 1996 году, и с тех пор я так обеспечиваю свою семью».

В Грузии нет официальной статистики того, сколько человек уезжают в Россию, формируя рынок сезонного труда. EMC (Центр социальной справедливости), изучающий проблемы меньшинств, сообщает, что на основе информации, которую они предоставляют в Джавахети, около 70 процентов трудоспособных мужчин вовлечены в трудовую миграцию.

Согласно опросу, проведенному местной медиа-организацией Jnews, в 63 процентах семей в Джавахети по крайней мере один человек находится на заработках в России. То есть в шести из десяти семей есть «сезонный муж». Так называют здесь мужчин, которые проводят дома только один сезон в году.

В отличие от других регионов Грузии, где миграция также высока, в армянских семьях выезжают на сезонные работы в основном мужчины.

География очень ограниченная — почти все из Джавахети едут в Россию.

Кто-то проводит там полгода, кто-то десять месяцев. Это зависит от того, какую работу они делают и в какое время они ее заканчивают.

По данным Национального статистического управления Грузии, в 2021 году безработица в Грузии составляла 18 процентов.

В самом Самцхе-Джавахети уровень безработицы составляет 11,4 процента.

Однако, как говорят эксперты, эта цифра была бы намного выше, если бы статистика не учитывала самозанятых как имеющих работу. То есть человек, уехавший в другую страну на сезонные работы, по официальной статистике считается трудоустроенным.

Гарегин ездит в Россию каждый год. В основном он работает на стройке, как и другие джавахетские мужчины.

Иногда он строит большой объект по заказу какой-то крупной компании, иногда берет частные заказы – ремонтирует коттеджи и дома.

Мужчинам из Джавахети легко найти работодателя в России. Там живут много армян из Джавахети, которые создали свои строительные компании. И теперь их соотечественники – дешевая рабочая сила.

Как правило, несколько человек из Джавахети едут вместе – «бригадой», где все владеют различными строительными навыками.

Средняя зарплата Гарегина и членов его «бригады» составляет от 55 тысяч до 65 тысяч российских рублей [около $700-800] в месяц.

Эти деньги должны быть распределены еще перед отъездом.

«Когда у тебя дома все есть, эти деньги нормально распределяются. А если, например, жена звонит — у нас холодильник сломался, или телевизор сгорел, или еще что-то, то это непредвиденные расходы», – сказал Гарегин.

Гарегин проводит в России в среднем семь месяцев в году. Его жена Венера остается одна и занимается домашним хозяйством:

«Картошка, коровы, свиньи, овощи, огурцы, помидоры, фрукты — у нас есть все. Он заботился обо всем этом один. Это тяжело. Но не только ему, но и мне. Стирка, приготовление обеда, завтрака, мытье посуды – все это было на мне. А теперь [он сам делает там все]. Трудно, конечно, мужчине мыть посуду или стирать белье».

Венере было 20 лет, когда она вышла замуж за Гарегина. До этого она окончила бухгалтерский техникум в Ленинакане (Армения). Два года работала в сельсовете. Потом свекровь заболела, и она уволилась с работы.

Главная цель Гарегина – поднять семью до такого уровня, чтобы сыну не пришлось уезжать на заработки. Владислав окончил Батумский государственный университет имени Шота Руставели. Год он работал стажером-журналистом в местном издании Jnews, но потом, в прошлом году, вместе с отцом уехал в Россию. Гарегин не хочет, чтобы Владислав шел по его стопам:

«Я дал ему образование не для этого. Если у него будет возможность зарабатывать на жизнь и нормально жить, я, ни на секунду не сомневаясь, никуда его не отпущу».

Доля России в денежных переводах Грузии лидирует. Например, в январе 2022 года в Грузию из-за границы всего было переведено 169 миллионов долларов (на 12,7 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года). Россия здесь на втором месте с 22 миллионами долларов. Сейчас не сезон, и эта сумма пока не такая внушительная. Летом 2021 года переводы из России составили 37-40 миллионов долларов.

«Влияние российских денег на регион велико. Эти деньги поступают в Джавахети не только за счет сезонной миграции, но и от тысяч людей, которые на заработанные в России деньги содержат семьи и родственников, оставшихся в Грузии.
Неважно, сезонный вы мигрант или нет. Важно, сколько денег поступает из России в Джавахети. Сезонная миграция опасна для Грузии, потому что эти люди, помимо денег, привозят еще и местный [российский] менталитет. В России сильны консервативные ценности, человек оттуда тоже становится носителем этих ценностей и фактически превращается в союзника этого государства. А Грузия должна развиваться по-другому», – говорит Арнольд Степанян, директор неправительственной организации «Многонациональная Грузия».