Президенты России и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев 22 февраля подписали в Кремле декларацию о союзническом сотрудничестве. Россия взяла на себя роль миротворца в армяно-азербайджанском конфликте, и без нее эти вопросы не решаются. Россия активно участвует в формате «3+3», где крупные соседние государства Южного Кавказа пытаются «поделить» влияние над малыми государствами. Какова позиция и роль Грузии в данном контексте?
В заявлении Владимира Путина и Ильхама Алиева по поводу Соглашения о сотрудничестве отмечены несколько пунктов:
«Российская Федерация и Азербайджанская Республика строят свои отношения на основе союзнического взаимодействия, взаимного уважения независимости, государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ двух стран, а также приверженности принципам невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия и взаимной выгоды, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой.
Российская Федерация и Азербайджанская Республика проводят самостоятельную внешнюю политику, направленную на защиту своих национальных интересов.
Две страны взаимодействуют в целях укрепления мира, повышения стабильности и безопасности как в глобальном, так и в региональном масштабе».
Георгий Гобронидзе, профессор международных отношений Американского университета в Грузии, в беседе с Jnews пояснил, что российско-азербайджанская декларация мало повлияет на грузино-азербайджанские отношения. Однако это не означает, что это сотрудничество не важно для Грузии.
По мнению профессора Георгия Гобронидзе, подписание соглашения Россией отчасти связано с тем, что Россия путем сближения с Азербайджаном пытается уменьшить турецкое влияние в Азербайджане.
«С одной стороны, она пытается добиться прочных международных отношений с Азербайджаном, и с Арменией с другой стороны, для реализации международных договоренностей, достигнутых в результате повторяющегося карабахского конфликта. Армянская сторона взяла на себя обязательство открыть транспортный коридор через Сюник между Азербайджаном и Нахичеваном, и исходя из этого, Россия старается оставаться ведущим государством в Кавказском регионе. Тем более в том случае, что сегодня Азербайджан является перекрестком пересечения интересов как России и Турции, так и интересов Ирана. Именно поэтому все страны пытаются выстроить какую-то связь с Азербайджаном».
Как отмечает профессор, поддержание долгосрочного мира в регионе является жизненно важным вопросом для Грузии, чтобы в регионе не было манипуляций. Он добавляет, что для Грузии жизненно важны хорошие отношения как с Азербайджаном, так и с Арменией.
Турция выдвинула новый формат решения региональных вопросов «3+3», которая предполагает участие Турции, Ирана и России с одной стороны, и Армении, Азербайджана и Грузии с другой. Первое собрание в таком формате состоялось в Москве, в котором Грузия не участвовала, заявив, что не может участвовать в таком формате, поскольку в ней будет задействована страна-оккупант. И в таком случае, каковы будут последствия для Грузии в случае ее неучастия, профессор Гиорги Гобронидзе отмечает, что участие Грузии в шкале «3+3» будет очень сложным.
«У нас есть два оккупированных региона, где дислоцированы российские войска. В то же время возникает вопрос, должны ли мы присоединяться к этому формату, как мы должны быть партнером государства, оккупировавшего наши территории, какая судьба ожидает Цхинвальский регион, например, дорогу, тоннель Роки, соединяющую север с югом, какая судьба ждет Абхазскую железную дорогу. В частности, в условиях, когда Россия не выполнила свои международные обязательства. Практически нет механизма контроля грузов, нет механизма для импорта вышеуказанной инфраструктуры как в региональной, так и в мировой экономической системе».
Профессор добавляет, что этот проект называется «3+3», но в то же время их всего три, так как три крупные страны региона пытаются разделить сферы влияния и размеры на три небольших государства. Единственное, что может быть общего между Ираном, Турцией и Россией, по мнению эксперта, это удаление западных интересов из этого региона.
«Присутствие Запада в регионе сегодня может быть жизненно необходимым, потому что, к сожалению, Армения с Турцией по понятным причинам имеет такие отношения. У нее был военный союзник, который по каким-либо причинам отказался даже словесно поддержать своего союзника, и одновременно уже многие годы продолжает снабжать Азербайджан оружием. (…) Мы видим, что после второй войны в Карабахе на подконтрольной Азербайджану территории уже появились российские войска, так называемые миротворческие силы.
Сегодня на оккупированных территориях Грузии и в Армении присутствуют базы союзника, то есть военное присутствие во всех трех странах гарантировано. Исходя из всего этого крайне важно, чтобы Грузия сохраняла прозападный курс. Грузия должна способствовать международной деизоляции Армении».