В отношениях между народами стереотипы играют немаловажную роль. Живя в одном обществе, представители разных этнических групп имеют сложившиеся представления друг о друге, которые иногда становятся причиной возникновения конфликта между двумя группами, а иногда способствуют плодотворному сотрудничеству.
Армянская община Грузии существует уже множество столетий. Армяне составляли большую часть населения Тбилиси в 19 веке, а также компактно заселяют Ахалкалакский и Ниноцминдский муниипалитеты региона Самцхе-Джавахети. Тем не менее, сосуществование двух народов не всегда шло гладко. Jnews провел опрос, чтобы проверить, какие стереотипы существуют в обществе между грузинами и армянами.
Грузинам были заданы вопросы о том, как они относятся к армянам, проживающим в Грузии, какими словами могут описать образ типичного армянина, как, по их мнению, сами армяне относятся к грузинам, какое, по их мнению, положение у армян в Грузии и какие у них есть ожидания от армян Джавахети – есть ли какие либо страхи, связанные с ними. Несмотря на то, что все ответы начинались с положительного отношения к другой нации, в них встречались также страхи и стереотипы.
“С армянами у меня было общение в студенческие годы в Тбилиси, у меня были однокурсники как Тбилисские армяне, так и из регионов, в том числе из Джавахети. На мой взгляд они гостеприимны, во многом мы с армянами похожи, у меня есть много друзей-армян. Но у нас был конфликт, когда мой однокурсник говорил, что Джавахети это армянская земля и когда-нибудь будет присоединена к Армении, это меня вывело из себя, потому что Самцхе-Джавахети – это часть Грузии, где живут армяне. Не могу сказать, что есть страх, связанный с живущими там армянами, но мне не нравится, когда так говорят. На мой взгляд, у армян есть слишком сильная любовь к родине, которая во многом им мешает, конечно, это хорошее чувство, но армяне зачастую показывают его грубым образом, и к ним возникает агрессия”. Саломе, 21 год
“Я положительно отношусь к ним. Они очень теплые и дружные. Считаю, что армяне к нам также относятся очень тепло, мы все-таки братские народы. Думаю, что армяне Грузии чувствуют себя полноценными жителями страны. Я вовсе не считаю, что проживающие в Джавахети армяне представляют собой опасность, и что у них могут появиться сепаратистские идеи”. Хатуна, 27 лет.
“Лично я не против, а, наоборот, за поддержку национальных меньшинств, проживающих в нашей стране. Они давно живут рядом с нами, и отношения с ними для меня не проблема. Типичный армянин, банально и, так сказать, стало догмой, что он человек, который заслуги всех берет на себя, но я с этим не согласен. Для меня типичный армянин – это типичный кавказец. Лично у меня не было контакта с ними и возможности напрямую общаться с армянами, однако, как я знаю от моих друзей и родственников, они очень уважают грузин, и это уже оставляет о них хорошее впечатление. Что касается опасений, что от них может исходить какая-то угроза, то для меня это неправильно, потому что они могут быть этническими армянами, но я думаю, что они любят Грузию так же сильно, как и любой другой грузин. Так что, я не думаю, что у нас есть какие-либо причины для опасений по этому поводу”. Давид, 19 лет.
Те же самые вопросы мы задали армянам Джавахети, только уже о грузинах.
“Нормально, а как еще я должна относиться? На мой взгляд, грузины гостеприимные, стремящиеся в Европу. Возможно, многие грузины не принимают, что здесь (в Джавахети – ред.) они составляют меньшинство, но есть и те, кто нейтрален или относится нормально. Считаю, что у джавахетских армян нормальное положение в Грузии, у нас есть возможность учиться на своем языке, конечно, есть проблемы, но мы веками тут жили и будем жить. На данный момент они сильно обязывают взрослое поколение учить язык, не учитывая, что у них армяноязычная среда и им выучить сложно, надеемся, что права меньшинств будут защищаться еще лучше, и власти будут уделять больше внимания нашим проблемам “. Татевик, 18 лет.
“Я очень хорошо отношусь к грузинам, так как мы живем вместе и всегда должны быть в хороших отношениях. Они всегда готовы помочь, общительны и гостеприимны. Все зависит от человека. Есть грузины, которые не любят нас, армян, а есть те, кто очень хорошо с нами общается. Я хочу продолжить свою карьеру в Грузии, но это немного опасно, в случае бизнеса, так как из-за неимения грузинской фамилии могут быть штрафы и из каждой мелочи могут делать проблему”. Кристина, 18 лет
“За остальное не могу ответить, но лично мне очень нравятся грузины, их культура, одежда, еда и многое другое. Типичный грузин – добрый, теплый, уважительный. Думаю, что они к нам относятся очень тепло, дружелюбно, нормально. Я считаю, что позиция армян Джавахка приравнивается к позиции грузин. Я хочу остаться и учиться в Грузии, потому что у меня большие надежды и я вообще связываю свое будущее с Грузией”. Феоженя, 18 лет
“Я очень хорошо отношусь к грузинам, потому что они мне ничего плохого не делали. Они очень отзывчивые, думают о сегодняшнем дне. Думаю, что они не так хорошо относятся к армянами, больше всего потому, что армяне живут на их земле и не знают грузинский. Думаю, что у армян хорошее положение в Грузии. У меня нет страхов, связанных с грузинами, так как я не думаю, что у нас с ними когда-либо могут быть проблемы”. Рипсиме, 20 лет
Несмотря на то, что среди комментариев множество положительных отзывов и ожиданий, присутствуют и негативные стереотипы, которые нельзя назвать беспочвенными. В соцсетях периодически возникают конфликтные эпизоды, которые сталкивают два народа друг против друга.
Специалист по грузино-абхазскому и грузино-южноосетинскому конфликту, директор тбилисского Института изучения национализма и конфликта, бывший госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили объясняет, что стереотипы между народами, особенно между двумя соседними народами – это нормальное явление, однако в руках властей они могут превратиться в пропаганду.
“Стереотипы искоренить невозможно, они всегда существовали между нашими народами всегда в виде анекдотов, фильмов, однако все зависит от того, как их использовать, власти могут использовать стереотипы для пропаганды, как это было например в фашистской Германии по отношению к евреям, или же в Грузии в период правления Гамсахурдия”.
Причины возникновения негативных стереотипов, заключающиеся во взаимных страхах и опасениях между двумя народами, берут свое начало еще в Советский период, считает эксперт.
“Советское прошло оставило нам в наследство этнический национализм, как среди армян, так и среди грузин. Раньше мы жили более смешанно, без жестких государственных границ, в советский же период каждый народ как бы “загнали в свой дом”, и теперь у нас принято, что в Грузии только грузины, в Армении – армяне и т.д.”.
Некоторые стереотипы сложились исторически, добавляет Закареишвили. Например, большинство мэров Тбилиси в 19 веке были армянами, что породило стереотип – “армяне в Тбилиси не пускают грузин к власти”. На самом же деле, как объясняет эксперт, причина была в имущественном цензе, который в Тбилиси проходили только составляющие там большинство зажиточные армяне, в то время как богатые грузины предпочитали жить в регионах.
“Некоторые стереотипы, страхи и фобии создаются искусственно. Например, недавно муссировалась тема о том, что во время выборов в Армении какой-то политик в своей предвыборной кампании выдвинул предложение, что Джавахети должен быть автономным. СМИ сразу начали тиражировать эту новость в негативном ключе, однако никто не посмотрел, сколько этот политик набрал в итоге голосов? Там было ноль целых с чем-то процентов, всего лишь, то есть эти настроения среди армян абсолютно непопулярны, однако определенные лица спекулируют на такой информации”, – комментирует Закареишвили.
Страхи у грузин, как говорит эксперт, возникали не только в отношении армянского этнического меньшинства, но так и в отношении “других” – мегрелы, аджары, азербайджанцы – и мотивированы они, в основном, опытом абхазского, южно-осетинского конфликтов.
По его мнению, ситуацию можно исправить с помощью активного вмешательства властей. “Эти стереотипы должны направляться в юмор, передачи, фильмы, анекдоты. Должно происходить обсуждение, в конце концов. Негативные, ксенофобские коннотации должны пресекаться властями, должна проводиться проактивная информационная политика в этой области”.
Закареишвили считает, что вопрос армяно-грузинских отношений уже не стоит так остро и ситуация постепенно меняется к лучшему.
В то же время, в соцсетях, да и не только, нередко встречаются эпизоды ксенофобского характера. “Мирное сосуществование” между армянами и грузинами продолжается ровно до тех пор, пока не случаются какие-либо “внешние раздражители”, кризисные ситуации
“Теперь я жду выводов армянских ученых. Я уверен, что они обнаружат, что их ДНК, конечно, сильнее, чем у грузин, и это просто уничтожает коронавирус”, – так высказался весной 2020 года, в начале пандемии коронавируса, ведущий телеканала “Мтавари Архи” Георгий Габуния.
В центре Тбилиси вандалы осквернили мемориальную доску в честь армянского филантропа Александра Мелик-Азарьянца.
Февраль 2019 года. Фото: Ираклий Хвадагиани
Один или два исключительных случая, проявляющих ксенофобию по отношению к другой этнической группе, могут перечеркнуть сложившееся отношение. Государство, безусловно, играет важную роль в регулировании данных сфер жизни общества, однако наиболее важный регулятор – сам человек и его внутренняя мораль.