Гендерные выборы в органы местного самоуправления


На выборах в органы местного самоуправления, которые состоятся 2-ого октября, участвует много женщин, что является новшеством для Джавахети.

4 года назад, как и в этом году Ахалкалакский и Ниноцминдский муниципалитеты выбирали  депутатов в сакребуло и мэров. Для региона, где считалось и считается, что политика мужское дело было неожиданностью, то, что в сакребуло попали 2 женщины. Для всей Грузии стало неожиданностью и то, что первый мэр женщина была избрана в Ниноцминда. С каждыми выборами  для увеличения количества женщин депутатов и чиновников вводятся разные квоты и регуляции, несмотря на сопротивление мужской политики. Правда находятся много лазеек и выкрутасов, чтобы не пускать женщин в политику. Однако в этом году количество женщин в Джавахети, которые участвуют на выборах довольно большое, несмотря не некоторые аспекты, как нахождение в конце пропорциональных списков.

Кандидатки от партий по спискам

Партия “Третья сила” в Ахалкалаки представлена 15 кандидатами женского пола всего кандидатов у них 24. В Ниноцминда у этой партии нет пропорциональных кандидатов.

“Европейская Грузия” представлена 9 кандидатами женского пола из 28. 7 из женщин кандидатов находятся в списках от 10 до 32 места. В Ниноцминда у партии “Европейская Грузия” 6 кандидатов женского пола из 17 . Кандидаты под разными номерами начиная с 3 по 22.

“Единое национальное движение” на выборах в Ахалкалаки представлено 6 кандидатами женского пола из 27. Одна из них представитель национального большинства.  Женщины в списках ЕНД занимают от 3 по 27 места. В Ниноцминда у ЕНД 7 женщин кандидатов из 23. Здесь женщины в списках занимают от 1 -ого до 22 места, но большая часть женщин кандидатов не входят в первую десятку списка.

“Европейские демократы” в Ниноцминда представлены 20 кандидатами в целом из них женского пола 14. То есть больше половины.  Одна из кандидаток представитель титульной нации. В Ахалкалаки из 26 кандидатов женского пола у этой партии 9 из них одна представитель национального большинства.

Партия “Альянс патриотов” в Ахалкалаки в списки включила 29 кандидатов из них 9 женского пола. В Ниноцминда кандидатов всего 18 из них 6 женского пола.

Партия “Лело” в Ахалкалаки включила в списки 25 человек из них 11 женского пола. 9 из них в списках под номерами выше 10-ого. В Ниноцминда у этой партии нет кандидатов вообще.

“Нателашвили – Лейбористская партия Грузии” в Ахалкалаки представлена 31 кандидатами, из них 20 женщин. Однако в этих списках ни одного представителя армянского меньшинства. В Ниноцминда данная партия представлена 19 кандидатами из них 14 женского пола. Среди кандидатов 1 армянка остальные представители титульной нации.

Партия “Европейские социалисты” в Ахалкалаки представлена 30 кандидатами из них женского пола 21 (большинство). В Ниноцминда эта партия не имеет кандидатов вообще.

“Гирчи” в Ахалкалаки представлена 31 кандидатами из них 10 женского пола. В Ниноцминда у партии Гирчи нет кандидатов совсем.

“Свободная Грузия” в Ахалкалаки участвует на выборах 30 кандидатами из них женского пола 21 (большинство). В Ниноцминда эта партия не участвует на выборах.

От партии бывшего премьер-министра Грузии – “Гахария для Грузии” в Ахалкалаки на выборах участвует 38 кандидата из них 17 женского пола. Однако как и в случае с партией Нателашвили, в пропорциональных списках Гахария только 1-ый номер армянской национальности.  Что касается Ниноцминда у этой партии здесь 23 кандидата из них 10 женщин. Примечательно, что под первым номером в Ниноцминда участвует Нарине Гиносян. Известная делом о домогательствах связанных с бывшим депутатом от правящей партии Энзелом Мкояном и уголовным делом касательно хищения в Ассоциации детских садов Ниноцминда.

Правящая партия “Грузинская мечта -демократическая Грузия” в Ахалкалаки участвует на выборах 30 кандидатами, из них 10 женщин. Из 10 женщин только 3 входят в первую десятку списка. В Ниноцминда у “Грузинской мечты”  24 кандидата, из них 8 женского пола.

Гендер и кандидаты в мажоритарные депутаты

В Ахалкалаки 7 партий выдвинули мажоритарных кандидатов. Среди них только  партия  «Третья сила» выдвинула кандидатов в 7 мажоритарных округах из них 6 женщин. «Давид Тархан-Моурави, Ирма Инашвили. Альянс патриотов Грузии» – в 2 участках имеет мажоритарных кандидатов, из них 1 женщина. Остальные партии  ни на одном участке не выдвинули женщин в мажоритарные кандидаты.

  • «Европейская Грузия» – 9 кандидатов в мажоритарные депутаты – ни одной женщины
  • «Единое национальное движение» – 13 мажоритарных кандидатов – ни одной женщины
  • «Европейские демократы» – 7 мажоритарных кандидатов – ни одной женщины
  • «Лело» – 1 кандидат мужчина
  • «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» – 14 мажоритарных кандидатов – ни одной женщины

В Ниноцминда  4 партии выдвинули своих кандидатов в мажоритарные депутаты из них только у партии “Европейская Грузия” есть 2 женщины кандидата из 5-и, и у партии “Гахария – для Грузии” из 6 кандидатов 2 женщины. 2 кандидата от партии “Третья сила” мужчины как и все 10 кандидатов от правящей партии “Грузинская мечта – Демократическая Грузия”.

В целом в Выборах в местное самоуправление 2021 года в Джавахети участвуют 493 кандидата по спискам, из них 223 женского пола. По мажоритарным спискам на выборах участвуют 53 кандидата, из них 7 женщин. Также в Ахалкалаки и Ниноцминда на выборах мэра участвуют 6 кандидатов из них только одна женщина.

Почему много женщин 

По мнению эксперта по выборам и исполнительного директора организации “Общегражданское движение – Многонациональная Грузия” Александры Калатозишвили, причина в возросшем количестве участия женщин в квотировании и не только. Например до этих выборов партии старались забрасывать женщин кандидатов в конец списков, что означает, что  у женщин было мало вероятностей быть избранной.

” Это первые местные выборы, на которых ввели квотирование, то есть каждый третий кандидат в списке должен быть противоположного пола. То есть было финансовое поощрение, но того, что в списках каждая третья женщина, я более чем уверена, что этого не было. Финансовое поощрение за участие женщин как было так и есть, просто тогда это было не особо эффективно, так как тогда фактически все женщины попадали в конец списков”,- говорит Александра.

Политические партии до этого предпочитали или не включать женщин в списки или же снимать их кандидатуры после выборов. Однако в этом году внесены изменения и в этом направлении.

“Если женщина снимает свою кандидатуру, то тогда ее должен заменить кандидат того же пола. Если это женщина, то заменяет женщина, следующая в списке, если это мужчина заменяет мужчина следующий в списке. Еще одна деталь состоит в том, что на прошлых выборах, например парламентских, тот же самый принцип действовал, но тогда партия “Гирчи” полностью сняли всех женщин. То есть по факту их никто не мог заменить, только мужчины. То есть они сняли всех женщин, чтобы обойти эту запись. Сейчас на этих выборах, чтобы этого не повторилось есть такое переходное положение в законе, согласно которому если партия снимет всех женщин со своего списка, то она полностью будет снята с регистрации”, –  говорит Александра Калатозишвили.

Впрочем присутствие женщин в сакребуло например Ахалкалакского муниципалитета сразу стало заметным. Заседания комиссии и бюро проходили в более официальной форме, не стало места мату, здание сакребуло было приведено в порядок, да и выдача информации и фиксация документации стала более упорядоченной.  Каким будет результат выборов в плане избрания женщин в этом году станет ясно после выборов.