Внешний фактор войны в Нагорном Карабахе


4 дневная война в Нагорном Карабахе вновь дала понять, что каждый “спящий” конфликт когда-нибудь “просыпается”. О том кому может быть выгодно “пробуждение” этого конфликта, о внешнем составляющем конфликта говорят разные политологи из Армении.


Милитаризация сторон конфликта

По мнению бывшего министра Нацбезопасности Армении, политолога Давида Шахназаряна, начиная где-то с 2010-ого года началась мощнейшая милитаризация в зоне Карабахского конфликта. Основным поставщиком по контракту 2009-10 гг была Россия.

“По контракту, который уже истёк и готовы новые Россия уже закончила поставки вооружения Азербайджану на $ 5 млрд., и больше одного млрд. – это чисто наступательное оружие. Причем в то же самое время Россия начала усиливать свое военное присутствие в Баку. В конце прошлого года парламентом (России ред.) было утверждено продать вооружение на $200 млн, причем Россия сама дала эти деньги как бы в долг, но реально это довольно таки большие проценты. На этот долг Россия Армении должна продать оружие, которое до сих пор в Армению не поступало”, – говорит аналитик Центра региональных исследований Давид Шахназарян.

Вооружением сторон конфликта занимается страна, которая в то же время занимается миротворческой деятельностью.

“Россия, которая является “peace maker-ом” или посредником в регулировании Карабахского конфликта вместе с двумя другими странами, постоянными членами совета безопасности ООН – Францией и США, которые вообще и законодательно и по решению высшего политического руководства этих стран отказываются иметь какие-то сделки вооружения со сторонами конфликта. Некоторые официальные объяснения Российских официальных лиц о том, что “мы не будем продавать, американцы будут” – ничего подобного. У них это просто запрещено. Не логично, когда посредник милитаризирует зону конфликта”, – говорит политолог Давид Шахназарян.

А также политолог утверждает, что в Нагорно-карабахском конфликте свою роль играет и Израиль.

“По берегу Аракса Израилю выгодно создать мощную точку напряженности на севере Ирана, рядом с Ираном. Израиль имеет огромное влияние на Азербайджан. Вторым большим поставщиком Азербайджана является Израиль. До недавнего времени по моей информации был контракт на $ 2 млрд. Буквально на днях в израильской прессе прошла очень интересная статья, согласно которой – на $5 млрд. Если не путаю 5-ого или 7-ого апреля было 2 рейса самолета ИЛ 76 из Израиля в Азербайджан. Дисбаланс между вооружением Армении и Азербайджаном все время увеличивается”, – говорит Давид Шахназарян.


Россия, США, Турция и Минская группа в Нагорно-карабахском конфликте

По мнению экс-министра обороны Армении, политолога Вагаршака Арутюняна, России не выгоден конфликт не только в Нагорном Карабахе, но и в других странах на пост советском пространстве.

“Даже в военной доктрине России написано, что угрозой для России являются конфликты по периметру, в другом государстве. Потому что этот конфликт может перерасти в войну на своей территории. Конфликты в Осетии, Абхазии, Приднестровье, Карабах ну и куча других мелких. Кто установил мир в этих конфликтах – Россия. Единолично. Я был участником этих переговоров в 94 году и могу подробности рассказать как это было. Ее интересы есть, она будет здесь присутствовать и будет бороться за это, но ей выгодно, чтобы были мирные условия, в этих условиях она может распространять свое влияние”, – говорит Вагаршак Арутюнян.

По мнению политолога конфликты размораживают страны, которые хотят вытеснить Россию из региона.

“Любые боевые действия, любые вещи исходят из интересов экономических, политических государств, которые борются с тем, чтобы вытеснить отсюда Россию. Элементарный вопрос, кому были выгодны конфликты в Абхазии и в Осетии. Пока длится конфликт в Абхазии и в Осетии, Армения и все Закавказье оторваны от России. Нет коммуникации, нет экономических связей, и невозможно обеспечить связь с Россией. И в этой ситуации экономика заставляет эти страны поворачиваться на юг – к Турции. Поэтому Россия неоднократно пыталась восстановить и железную дорогу через Абхазию и Осетию. Пыталась установить мир здесь. Чем дольше длятся эти конфликты, тем больше Армения, Азербайджан и Грузия отрываются от России”, – говорит Вагаршак Арутюнян.

По мнению Давида Шахназаряна в том, что Азербайджан начал боевые действия, Турция не имеет отношения.

“Турция просто обязана поддерживать Азербайджан в этом плане. Турция сейчас опасается того, что туда сейчас будут введены российские войска. Это совместный Азербайджано-Российский тандем. Уйдите с того стереотипа, хотя это очень сложно сделать, что Армения это придаток России и Азербайджан в общем-то не придаток, что у Азербайджана стратегические отношения с Турцией. Это здесь не работает, а наоборот. Россия считает, что Армения у нее в кармане, и, как это многократно делалось в течении всей нашей истории, использует этот факт, чтобы устроить в Карабахском конфликте такой хаос, чтобы западники сами просили Россию заключить мир. К счастью это не получилось. Потому что атака просто развалилась. Несколько дней назад Серж Саргсян отправил Лаврова с пустыми карманами назад и в понедельник в революционном интервью с Блумбергом сказал, что разговор о Российских миротворцах имеет основание и, что о Российских миротворцах речи не может идти. На следующее утро начинается новая эскалация”, – объясняет Давид Шахназарян.

По мнению политолога, редактора русской службы Первого армянского информационного портала ru.1in.am Рубена Меграбяна на процессы, которые произошли в начале апреля немаловажную роль сыграл Вашингтонский ядерный саммит, где участвовали и Серж Саргсян и Ильхам Алиев.

“Американская сторона очень хотела, чтобы там была организована двухсторонняя встреча. Встреча не состоялась. И не состоялась именно по причине отказа Алиева. Алиев свою эту услугу успешно продал России, потому что Москву очень напрягал этот повод. Думая, что американцы сейчас будут перетягивать в свою сторону переговорный процесс. Алиев этого не допустил. Он получил очень интересное предложение со стороны США. Во первых политическую протекцию всех энергетических проектов входящих в Южный энергетический коридор, а это миллиарды долларов будущих инвестиции. Это плюс, а в чем минус. Ему было просто понятно, что ничего из этого просто работать не будет, если не будет гарантировано не возобновление войны. А гарантирование означает принять предложение Минской группы”, – говорит Рубен Меграбян.

Кристина Марабян

Статья подготовлена в рамках медиа-экспедиции неправительственной организации Go Group Media.
Фотография Golos.ua