Психологические последствия пандемии и пути их преодоления


Коронавирус уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. От вируса можно вылечиться, но не факт, что не останется последствий не только на физическом, но и на психическом состоянии здоровья человека.

Заместитель ректора Тбилисского государственного университета имени Иване Джавахишвили, профессор, психиатр Нино Окрибелашвили рассказывает о проблемах, вызванных новым коронавирусом, ее воздействии на психическое состояние здоровья и методах лечения.

Г-жа Окрибелашвили, как Covid-19 влияет на психическое здоровье людей, переболевших и не болевших коронавирусом?

– В целом, эпидемия и такая масштабная проблема является обычным явлением для населения. Это означает, что наличие нового коронавируса воздействовало абсолютно на всех нас, вызвав в большей или меньшей степени некоторую тревогу, раздумья в каждом человеке, а также вызвало изменение поведения. Лицо, переболевшее коронавирусом или же имевшее прямое отношение к болезни – если мы обсуждаем этот вопрос, то конечно же, пациенты, перенесшие тяжелую форму коронавируса, их состоянию необходимо уделять намного больше внимания, чем тем, кто не болел коронавирусом.

Что это значит, то есть у тех, у кого возросло чувство тревоги, проявляют больше осторожности по отношению к некоторым мерам, у них возрастают такие симптомы, как беспокойство, затрудненное дыхание, чувство страха, а также страх смерти, который очень сильно отражается на людях, напряжение, таковы основные симптомы.

Как долго может длиться психическая нестабильность во время или после Covid?

– Сегодня об этом очень сложно говорить, но я хочу сказать, что есть опыт старых эпидемий, который говорит нам, что даже через определенный промежуток времени (3-5 лет) после решения проблемы существует некоторая зависимость чувства тревоги по разным направлениям. Если у человека возникли проблемы с тревогой, невозможно дать этому простое решение, после этого возможно развитие психических проблем, которые мы называем тревожным расстройством. Я прочла одну статью, в которой приводились статистические данные о том, что, например, приблизительно у 30% пациентов, прошедших строгий карантин, наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство, а через три года, примерно у 10-15% могут появиться симптомы депрессии. Также есть сведения, что даже спустя годы люди, отсидевшие на карантине, избегают кашляющих, у таких людей сохраняется привычка очень часто мыть руки, они избегают людных мест и так далее. Это то, чего мы ожидаем в будущем, но это не означает, что люди окажутся в очень плохом положении.

Что следует сделать человеку, чтобы последствия, связанные с коронавирусом, не повлияли на его психическое здоровье?

– Уязвимость к коронавирусу обусловлена ​​человеческими знаниями, опытом и способностью к выживанию. Людям, у которых есть желание побороть чувство тревоги, бороться за здоровые навыки, для них все будет намного легче и у них будут лучшие результаты, но если у человека в жизни не было таких навыков, потому что он молод, или для того, кто имеет проблемы со здоровьем, то, соответственно, у таких людей процесс выживания и борьбы протекает сложнее, труднее.

Сегодня многие люди опасаются вакцинации (после трагедии в Ахалцихе). Как Вы считаете, информация о вакцинации предоставляется должным образом, чтобы не повлиять на психическое здоровье людей?

– Тот факт, что уровень готовности к вакцинации низкий, объясняется не только плохой работой некоторых систем, например, в странах, где процесс вакцинации начался задолго до нас, думаете не происходило таких смертельных случаев? Я думаю, что это не зависит от вакцины «AstraZeneca». В вышеупомянутых странах около 20% также говорят, что верят в вакцину, 45% говорят, что у них есть надежда и они уверены в эффективности вакцины, есть большая группа людей, которые говорят, что не разделяют это мнение.

Об этом очень сложно говорить, прежде всего хочу сказать, что мы должны попытаться развеять мифы о вакцинации. Эти мифы самые разные, варьируются от микрочипов до того, что вакцинация может вызвать психологические расстройства, такие как шизофрения. Существует очень плохой миф, что, мол, не все инфицированные умирают, я тоже не умру, и прививку не сделаю, над этим мифом нужно много работать среди населения, этим должны заниматься люди, которые вызывают доверие у населения.

Это очень опасный вирус, имеющий очень опасные последствия. Хочу сказать, что эти последствия часто возникают не во время заражения, а в будущем. Конечно, в этом направлении им есть над чем поработать, как в соответствующих системах, так и среди населения. В настоящее время нет статистических данных о том, что мы можем победить вакцину. Я очень рада, что сегодня ходят разговоры о том, что есть претендующее лекарственное средство, которое вселяет большие надежды. Но мы не знаем, когда это лекарство появится в нашей реальности.

17 марта мне сделали прививку вакциной «AstraZeneca» (несмотря на то, что), у меня была информация, что вакцина «Рfizer» будет в стране через две недели, я знала, что успею зарегистрироваться. И у меня не было ни рецидива, не было осложнений и после второй дозы вакцинации. Пожилой член моей семьи, моя 83-летняя мать, была вакцинирована той же вакциной, и я уверяю вас, что я очень люблю свою маму. Я ищу информацию, которой я руководствуюсь, я была готова к определенным рискам, понимаете, даже после обычной вакцинации, даже после какого-то укуса человек может умереть.

Какова статистика Грузии, много ли на самом деле людей с проблемами психического здоровья после коронавируса?

– Нашему государству в ближайшем будущем не удастся добиться целенаправленной мобилизации в области психического здоровья или же создания специальных служб и тому подобное. Мы уже объявили, что будут предоставляться существующие психиатрические услуги, более того, на первом этапе, бесплатно, в будущем некоторые услуги будут спонсироваться государством, а некоторые нет. Сейчас очень сложно полагаться на эти данные, потому что напоминаю, что в первый период в Грузии больше обращались к частным услугам, поэтому полной информации у нас нет (статистики, по поводу психического здоровья после коронавируса). Однако я, как одна из тех психиатров, не участвующих в государственных программах, хочу сказать, что когда пациенты обращаются впервые, они обращаются именно с пароксизмами тревоги, а не с такими проблемами, как, например, шизофрения, или аффективное расстройство.

Мы продвигаемся вперед с такой статистикой, какая в Соединенных Штатах Америки. Итак, чего я ожидаю от среднестатистического человека, я ожидаю, что, когда эпидемия закончится, через какое-то время примерно у 50% людей будет небольшое усиление беспокойства, возможно, некоторые симптомы депрессии, но больше всего будут симптомы посттравматического стресса. Среди этих симптомов будет преобладать симптом превенции, то есть предотвращение проблем, которые могут вызвать беспокойство.

Правильно ли подается информация, распространяемая государством или средствами массовой информации?

– В общем, есть несколько советов, но я хочу сказать, что нам нужно больше активности, в то же время нам нужно найти людей, которые не представляют власть, нам нужно найти людей, которые более популярны среди населения. Например, для подростков таким человеком может стать успешный спортсмен, их ровесник, а не врач, которого никто не знает. Например, когда я подала заявку (на вакцинацию), сказав: «Защитите себя, защитите свою семью», это заявление было адресовано медицинскому персоналу, который скептически относился к вакцине, сегодня мы уже видим, что они также активно участвуют в этом процессе. Это касается и моих пациентов.

Говоря об этой проблеме, мы также должны думать о развенчании мифов, потому что некоторая дезинформация распространяется бессознательно, а не намеренно. Негативная информация, распространяемая в СМИ, особенно плохо сказывается на суеверных и малообразованных людях.

Какой совет Вы бы дали людям?

– Если вы видите, что испытываете беспокойство, по мере возможности преодолеваете его самостоятельно, лучше не заниматься самолечением и прибегать к народным средствам, а например, скорректировать свой рацион, не есть жирную пищу, а более легкоусвояемые продукты. Обязательно нужно кушать три раза в день: завтрак, обед и ужин. Особенно важно есть фрукты и овощи, пить много воды, умеренно выполнять физическую работу, полезно гулять с членами семьи хотя бы 20 минут.

Сон очень важен, вам нужно каждую ночь хорошо высыпаться, а не раз в неделю, вам нужно найти метод, который сделает вашу работу интересной, потому что во время коронавируса рабочий стресс наиболее активно проявляется. Крайне важно регулировать отношения во время ковид. Вы должны уделять пристальное внимание самому себе. Крайне важно, чтобы мы были вовлечены в повседневную активность. И, конечно же, если у вас есть какие-либо симптомы, которые вас беспокоят, своевременно обратиться к врачу.