Как война в Карабахе поменяла результаты выборов в Джавахети


Война в Нагорном Карабахе началась тогда, когда в Грузии только-только закипала предвыборная активность. Жители Джавахети смотрели новости только о войне, не интересуясь выборами в парламент Грузии. Гражданской активностью Джавахети не отличается, но на выборах показал активность выше, чем обычно. В выборе некоторых избирателей Джавахети отразилось эхо карабахской войны.

Первого сентября 2020 года в Ахалкалаки, как и по всей Грузии началась предвыборная агитация. Со временем просачивалась информация об участии на выборах в законодательный орган мажоритарных кандидатов, различных политических партии. Между тем в Ахалкалаки появились плакаты и баннеры с лицами участвующих на выборах политических деятелей. В условиях ограниченных возможностей из-за COVID-19 некоторые партии успели провести предвыборную агитацию в селах, некоторые только начали, другие же совершенно не успели, так как 27-ого сентября началась война в Нагорном Карабахе. Жителям Джавахети стало не до выборов.


Село Вареван, клуб. Здесь жители села собирали пожертвования, чтобы отправить в НК

В Джавахети население итак не показывало активность в предвыборный период, однако в связи с войной в Карабахе люди вообще стали отчуждёнными.

Все партии, которые пытались получить голоса жителей, а также мажоритарные кандидаты решили не продолжать предвыборную кампанию.

По мнению председателя “Общегражданского движения – Многонациональная Грузия” Арнольда Степаняна, мораторий на проведение предвыборной агитации трансформировал её в агитацию с направлением на патриотизм.

“В Джавахети также повлияло, что в своем роде мораторий был объявлен (ред. не формально) на предвыборную кампанию, что фактически было блефом. Политические партии и кандидаты продолжали активно вести предвыборную кампанию, но она вся перешла в одно русло, то есть все вопросы социального характера были отброшены и началась гонка того, кто больше патриот”, – говорит  Арнольд Степанян.

Апатия среди населения была явна. В начале октября журналисты JNEWS пытались делать предвыборные материалы, стараясь донести голос народа до кандидатов. Однако это не всегда и не везде получалось. В селе Вачиан на вопросы журналистов о проблемах села, жители с упрёком сказали, “что за выборы, там наши молодые парни гибнут, а Вы о выборах, кто пойдёт на выборы”. И подобные ответы звучали во многих сёлах Джавахети. Такой настрой населения предполагал низкую явку на выборах. Однако жители Джавахети показали активность на 5,25% выше, чем на предыдущих парламентских выборах в 2016-ом году.

Made with Visme Infographic Maker

Сравнительно высокая активность населения Джавахети удивила также Арнольда Степаняна, однако о причинах этой активности эксперт не говорит, рассуждая, что активность была сравнительно высокой по всей Грузии.

Карабахская война, или точнее её эхо, повлияло на результаты выборов. Большое влияние на выбор избирателя в армянонаселенном Джавахети оказало заявление одного из лидеров оппозиционной партии “Единое национальное движение”, бывшего президента Грузии Михеила Саакашвили.

“Моя позиция полностью ясна. Она основывается на принципе целостности государства. То есть, Нагорный Карабах — суверенная территория республики Азербайджан и ничто не сможет это изменить”, – прокомментировал бывший президент Грузии и кандидат в премьер-министры от «Единого национального движения».

По мнению Арнольда Степаняна, нагорно-карабахская война однозначно повлияла на выборы там, где проживают армянская и азербайджанская общины – это Джавахети, Квемо Картли, Кахети частично и Тбилиси.

“Не сам Карабахский конфликт повлиял, а повлияло поведение политиков, которые ассоциируются с теми или иными партиями, или руководят партиями. Саакашвили например. Заявление Саакашвили стало катализатором для заявлений других политиков, которые спешили зафиксировать свою позицию по поводу конфликта и это в основном делалось на уровне региональных политиков, больше всего зафиксировали 4 политические партии. По факту в Самцхе-Джавахети произошло то, что армянская община практически не дала голоса “Национальному движению” после этого. И те проценты, которые партия Саакашвили получила в Джавахети – это минимальный показатель за все время когда “Национальное движение” находится в оппозиции. В Квемо Картли, где проживают азербайджанцы, они получили больше чем получают обычно”, – говорит Арнольд Степанян.

Так, если в Джавахети в 2016-ом году партия Саакашвили получила 20,32% голосов избирателей, то в 2020-ом году всего лишь – 3,92%

Уже после выборов и после перемирия в Джавахети считают, что несмотря не “невыносимую боль в сердце из-за войны в Карабахе, участие в голосовании ничему не мешало”.

В селе Вареван также уверены, что заявление Саакашвили отняло голоса у “Национального движения”.

По словам жителя села Вареван в их селе “Национальное движение” получило несколько голосов, “и то это были люди, которые были на стороне его партии, поэтому были обязаны”.
“Та боль, что у нас в сердцах из-за Карабаха, невыносимая боль, но в нашей стране выборы и как мы могли игнорировать… Нормально, мы исполнили наш долг. Без каких-либо препятствии и проблем, спокойно, мирно. Кого хотел, того выбрал, кроме одного. По одной причине, что мы не уважаем Саакашвили. Он нам сделал больно. Он не должен был этого говорить. Мы его больше не любим.

По результатам выборов выиграл мажоритарный кандидат от “Грузинской мечты” Самвел Манукян, набрав 61.48% голосов. Независимый кандидат Энзел Мкоян занял второе место с 20.04% голосов.

Made with Visme Infographic Maker

Значимое влияние заявление Саакашвили оказало на рейтинг кандидата от партии “Европейская Грузия” Арсена Карапетяна. Фейковые страницы, которые распространяли фотографии, где Михеил Саакашвили и Вано Мерабишвили в сопровождении тогда еще начальника полиции Ниноцминдского управления, указывали на бывшую связь кандидата с Саакашвили, “подсказывая” избирателям не голосовать за него.

Арсен Карапетян, который был кандидатом в мажоритарные депутаты от партии “Европейская Грузия”, считает, что если бы выборы прошли в справедливой среде, не было бы заявления Саакашвили и если бы не работа фейков, то был бы второй тур и в Джавахети.

“Если каждая сторона-участник придерживалась бы, я думаю, с большой вероятностью был бы второй тур. Да, конечно заявление Саакашвили использовали против меня, и это несправедливо, фейковые страницы воздействовали на итог выборов – это не оспоримо»,- добавляет Арсен Карапетян.

Однако больше всего голосов заявление Саакашвили забрало у кандидата от его же партии Мелика Райсяна.

“Приветствуется, что для нашего армянского населения КГБ так сработало. Подняло патриотизм.  Кто-то говорил, что они не за целостность Азербайджана из других политиков Грузии? Саломе (Зурабишвили ред.) разве говорила, что против территориальной целостности Азербайджана? В Грузии нет такого политического деятеля, кто бы сказал, что против принципа территориальной целостности, а за принцип самоопределения», – говорит Мелик Райсян.

Уже депутат парламента от партии “Грузинская мечта” Самвел Манукян считает, что Карабахская война не подействовала на результаты выборов.
«Правда не смогли осуществить нормально предвыборную агитацию, как планировали. Не смогли встретиться с людьми, говорить с ними, выслушать их проблемы, но на результат выборов наверно не настолько большое влияние имело», – говорит он.

По мнению эксперта, политолога Лаши Тугуши Карабахская война очень сложная для Грузии. В первую очередь, потому что в Грузии живет большое количество этнических армян и азербайджанцев.

“И естественно Грузия не может просто смотреть со стороны, что там происходит. Это один вопрос. Другой вопрос это как бы исторические моменты, она имеет близкие отношения как с Азербайджаном так и с Арменией. Эти отношения начались не после восстановления независимости Грузии. Грузины чувствовали эту боль честно говоря для нас это была не простая война. Грузия старалась быть нейтральной, потому что она не может быть на стороне одной из стран”, – говорит Тугуши.

Осень 2020 года для армян Джавахети была сложной. Люди чувствовали угрозу своей нации. С другой стороны надо было исполнить гражданский долг. Однако в итоге, сложилось так, что постоянная апатия населения на выборах выразилась в возросшую активность на выборах.