Как на доклад ISFED отреагировали власти и оппозиция


Неправительственная организация «Справедливые выборы» (ISFED) опубликовала уточненные результаты параллельного подсчета голосов на парламентских выборах в Грузии. И хотя отчет НПО показал разницу в цифрах, в организации признали: эти неточности не могли повлиять на исход выборов и распределение депутатских мандатов в парламенте страны.

«Результаты внутреннего аудита подтвердили точность методологии PVT (параллельный подсчет голосов) и достоверность информации, предоставленной наблюдателями. При этом выявлены недостатки в формуле подсчета голосов, полученных избирательными субъектами. В частности, вместе с голосами, полученными избирательными субъектами, были подсчитаны и недействительные бюллетени. После исправления этого недочета процент голосов, полученных избирательными субъектами, претерпел незначительные изменения. На количество мандатов, полученных каким-либо избирательным субъектом, разница не повлияла», — заявили в НПО.

При этом «Справедливые выборы» подчеркивают, что осуществляли комплексное наблюдение за всем избирательным процессом. По итогам мониторинга ISFED пришла к выводу, что парламентские выборы-2020 прошли по одному из самых низких стандартов за последние годы. Это, в том числе, выразилось в дисбалансе, обнаруженном в 8% протоколов избирательных участков.

Сразу после появления отчета неправительственной организации в правящей «Грузинской мечте» призвали оппозицию извиниться за обвинения в фальсификации выборов. По словам спикера парламента Арчила Талаквадзе, результаты работы ISFED свидетельствуют о том, что Центризбирком правильно распределил мандаты в законодательном органе.

«Поэтому основное обвинение оппозиции в том, что выборы были сфальсифицированы, — безосновательно», — добавил он.

Генсек «Грузинской мечты» и мэр Тбилиси Каха Каладзе, в свою очередь, заявил: отчет ISFED – еще одна причина для всех здоровых оппозиционных партий выполнять свои обязательства перед избирателями. По его словам, эти политические силы должны вывести ситуацию из «тупика, созданного их поспешными решениями».

«Мы хотим заниматься политикой с партиями, которые не являются политическими заложниками и имеют сформировавшуюся позицию. Призываем вас адекватно оценивать реальность – мы все победили, вне зависимости от количества мандатов. У нас пестрый парламент. Переговоры должны продолжаться, совместная работа над избирательной реформой. Это то, чего ждут от нас избиратели», — написал Каладзе на своей странице в Facebook.

В оппозиции, впрочем, заявление «Справедливых выборов» встретили с меньшим оптимизмом. По словам одного из лидеров «Европейской Грузии» Гиги Бокерия, «Грузинская мечта», скорее всего, знала о недостатках формулы подсчета голосов параллельного подсчета ISFED. Незаконно подглядывая за работой неправительственной организации, правящая партия устроила ловушку для оппозиции.

Член «Единого национального движения» Хатия Деканоидзе также уверена: отчет является примером скрытого наблюдения и проникновения в закрытую базу данных. Она, при этом, дала понять, что опубликованные данные не говорят об отсутствии фальсификаций: «Не исчез 8-процентный дисбаланс в протоколах. ISFED не считает голоса, она считает протоколы. В то же время обжалование протоколов не было удовлетворено».

Тем временем, лидер движения «Граждане» Алеко Элисашвили, уже призывавший оппозицию смириться с результатами выборов и войти в парламент, заявил, что отчет самой авторитетной НПО, многие годы наблюдающие за выборами в Грузии, стал ударом по оппозиции. «Честно говоря, я раза три перечитал это заключение и сначала не поверил, решил, что это фейк».

В самой ISFED заявили, что понимают реакцию оппозиции. По словам главы организации Элене Нижарадзе, им было нелегко публиковать заявление об отсутствии серьезных нарушений при параллельном подсчете голосов.

«Это самый сложный и напряженный период для ISFED как организации и для каждого из ее сотрудников. Я работаю в организации с 2012 года. У нас не было такой сложной задачи Мы лучше всего понимаем эту ситуацию. Но такова реальность, какой бы тяжелой она ни была», — заявила Нижарадзе.

Материал – sova.news