Сунели, морковь…как сложная альтернатива картофелю


В Джавахети по рекомендациям разных экспертов жители пробуют выращивать альтернативные картофелю культуры, чтобы не зависеть от него. Однако на пути к выращиванию альтернативных культур земледельцы оказываются лицом к лицу с традиционными и новыми, им неизвестными проблемами. Какой помощи ожидают и думают ли они о своих проблемах и их решении, когда заходят в избирательную кабину.

Мисак Чорухян один из тех фермеров, которые решили найти альтернативу картофелю в Джавахети. Он в этом году посеял сразу 1.4 га моркови и 40 сот красной капусты. Урожай у Мисака Чорухяна не особо удался, однако его больше тревожит то, что он не может продать с выгодой.

azar

“Выращивание моркови более трудоемкий процесс, чем картофеля. Цена не то, что я ожидал. Вначале продал за 35 тетри, сейчас продаю за 50 тетри. У меня кредит, который я еще не покрыл. Я посеял самые дорогие семена, на 1,40 Га я посеял 6 кг семян. У меня нет склада, все испортится, если не продать. У меня еще 7 тн моркови осталось”, – говорит Мисак Чорухян.

Кроме моркови он посадил и красную капусту на 40 сот земли.
“С 40 сот получил 150 кг красной капусты, я потратил на выращивание несколько тысяч лари”, – говорит Мисак Чорухян.

laxana

Основной проблемой земледелия Мисак Чорухян считает реализацию, он предполагает, что государству нужно организовать места приема овощей. Однако он решил оставить это дело. Он не интересовался какое развитие
сельского хозяйства предлагали кандидаты в депутаты, и программами партий также не интересовался.

“Если бы даже в предвыборных программах что-то и было по развитию сельского хозяйства, все равно после выборов все забыли бы свои обещания. До выборов они все обещают, избираются и забывают, и наоборот все еще хуже становится. Государство ответственно за развитие сельского хозяйства в стране. Я на выборах избрал того, кого знаю, по человеческим качествам”, – говорит Мисак Чорухян.

Главный специалист Ахалкалакского информационно-консультационного центра Агентства развития села Министерства сельского хозяйства Грузии Рамаз Гоголадзе говорит, что в условиях рыночной экономики фермеры сами должны находить рынок.

“Наши ждут, чтобы покупатели сами пришли к ним, нужно найти места реализации самим. У них товар не такого качества, чтобы экспортировали. Нужно создавать кооперативы, потому что ни одно физическое лицо не может круглый год обеспечить крупные магазины своим продуктом. Магазинам каждый день требуется 50 тн картофеля”, – говорит Рамаз Гоголадзе.

Информационно-консультационный центр занимается распространением информации среди фермеров, а также консультирует их по разным вопросам. Рамаз Гоголадзе считает, что фермеры не будут сдавать свои продукты в приемные пункты, если они и будут открыты.

“Если открыть приемный пункт, то от фермеров они будут закупать по низкой цене, а на такие условия наши фермеры не согласны. Приемный пункт делает расходы: работник, охрана, хранение, пункт должен же эти расходы как-то покрыть. Он будет покупать например картофель за 30 тетри, ему картофель обходится в 50 тетри, он должен продавать за 60 тетри”,- объясняет Рамаз Гоголадзе.

Галстян Аршалуйс из села Агана с 1985 года занимается выращиванием голубого пажитника, который в Грузии известен как сунели.

ssuneli

Выращиванием сунели в Джавахети занимаются достаточно много сел, в том числе и село Агана. Но проблема в том, что село начинает выращивать сунели, сначала вроде всё хорошо, но скоро появляются насекомые-вредители, с которыми земледельцы не знают как бороться. В итоге урожай не получается, а село перестаёт выращивать. Как эстафету принимает другое село и так уже несколько лет.

Выращивание сунели очень трудоемкая работа, весь процесс от начала до конца делается вручную. И когда расходы превышают доход земледельцы просто перестают заниматься этим.

На 1 га нужно сеять 50 кг семян сунели, однако Аршалуйс для страховки сеет 100 кг. Аршалуйс Галстян считает, что фермерам нужна помощь государства.

“Государство должно защищать фермеров, хотя бы дать возможность выращивать здоровый урожай. Государство наверно и не знает, что я занимаюсь выращиванием сунели. Нужна лаборатория, чтобы исследовали насекомых и создали соответствующий ядохимикат”,- говорит Аршалуйс Галстян.

По словам Рамаза Гоголадзе у государства нет средств, чтобы построить лаборатории в каждом регионе.
“Лаборатория стоит очень дорого, государство это не может себе позволить. Если что-то такое случается, пусть принесут к нам, уже столько лет мы им говорим об этом, мы отправим в лабораторию, все-таки мы больше осведомлены о лабораториях, а они могут не знать. Но к нам никто не обращался”, – говорит Рамаз Гоголадзе.

Аршалуйс Галстян не обращался в Информационно-консультационный центр Ахалкалаки так как уверен, что в Грузии нет такой лаборатории, которая бы исследовала вредителей и произвела бы ядохимикаты против них.

Аршалуйс Галстян экспортирует сунели в Россию и Польшу. По его мнению, государство не помогает и в вопросе экспорта.

“Я хочу, чтобы государство помогло при пересечении границы, чтобы рисков было мало во время транспортировки”, – добавляет он.

suneli1

Аршалуйс Галстян говорит, что смотрел программы всех партии перед выборами в парламент. И ни у кого не нашел решения своей проблеме. Однако он считает, что в Грузии и позиция и оппозиция очень образованные и грамотные. Он свой выбор сделал осознанно, как он говорит учитывая то, что было сделано.

“Я избрал не местного представителя, а партию. Что может сделать местный представитель без партии, если у партии не будет программ или не дадут дотации”, – объясняет Аршалуйс Галстян.

Жители Ахалкалакского муниципалитета с годами увеличивают посевные поля разных культур. Если раньше морковь, капусту, чеснок и другие продукты люди выращивали сугубо для собственного потребления, то теперь многие думают и о продаже, или обмене. Так из графика видно, как выросли посевные поля некоторых культур с 2016-го по 2019 годы.

Urozhay
Infogram

По словам Рамаза Гоголадзе, Министерство сельского хозяйства призывает фермеров заниматься выращиванием альтернативных культур, чтобы не иметь проблем с реализацией и выращивать те культуры, которые в нашем регионе растут.

С 2015 года государство в регионе проводит программу 100% финансирования выращивания малины и ежевики. Однако финансирование пока никто в Ахалкалаки не получал.

В программе может участвовать каждый человек, кто имеет минимум 15 сот земли, зарегистрированной в реестре. Кроме того нужно, чтобы участок земли был на расстоянии не более 600 м от источника воды и электроэнергии. И, главное, чтобы программа заработала и стала выдавать гранты, нужно, чтобы общая площадь земельных участков, которые задействованы в программе, составляла 3 га.

“Желающие участвовать в программе есть, однако они боятся, что не соберется 3 га и их потраченные деньги пропадут. В начале каждый должен сам сделать анализ земли, а это около 400 лари. Если программа начнется, то государство вернёт даже расходы на анализ”,- говорит Рамаз Гоголадзе.

С 2015 года только два человека из муниципалитета подготовили документы и заявили о своей готовности участвовать в программе.

Государство, согласно проекту, дает фермерам саженцы и обучает выращиванию.

“Я узнал об этой программе из Интернета, по-моему от Вас. У меня 15 сот земли в селе Аластан. Я заявку подал, они одобрили, и ждем, чтобы общее количество земли в муниципалитете стало 3 га. Я в Тбилиси сделал анализ земли, все было нормально и поэтому они приняли заявку. Я потратил около 700 лари”,- говорит один из двух жителей Ахалкалаки, которые подали заявку на участие в этой программе.

Перед каждыми выборами все кандидаты и участвующие партии постоянно повторяют, что вместе добьются развития страны. В Ахалкалаки обещают также вместе добиться развития сельского хозяйства. Как видно, многие земледельцы встают перед разными проблемами и одни борются с ними, в большинстве случаев так и не преодолевая их…