В предвыборный период на все вопросы журналистов JNEWS о выборах или о проблемах в сёлах большинство респондентов начинают свой ответ со слов: «О нас вспоминают только перед выборами». JNEWS решил разобраться, почему среди людей сложился этот стереотип, или, может быть, он соответствует действительности?
Дилиска и близка, и далека
Дилиска – самое большое село Ахалкалакского муниципалитета, которое расположено в 5 минутах от Ахалкалаки. Несмотря на это, в селе все еще есть много нерешенных проблем.
Прошлые выборы в парламент, 2016 год
В 2016 году во время своей предвыборной агитации на тот момент кандидат в мажоритарные депутаты от правящей партии «Грузинская мечта- демократическая Грузия» Энзел Мкоян в сопровождении новичка в политике, кандидата от той же партии по пропорциональной системе Самвела Манукяна, посетил село Дилиска. Тогда Энзел Мкоян пообещал новую школу для села.
«Проблема школы – первая в Дилиска, но сегодня мы даем слово обязательно поднять этот вопрос . Я помню многих деятелей из Дилиска, которые обещали, но из-за разных моментов не смогли это сделать. Я не говорю, что обещаю на 100 %. Я хочу сказать, если вы выберете нашу партию «Грузинская мечта», мы обязательно исполним ваши просьбы. Я подниму этот вопрос перед правительством, чтобы вопрос со школой обязательно решился», – сказал Энзел Мкоян во время встречи с избирателями в Дилиска в 2016 году.
Через четыре года вопрос с аварийной школой и не только все еще актуальны в селе.
Наши дни…
В центре села с участием журналистов JNEWS сложился интересный разговор об обещаниях и выборах.
– То, что обещали на предыдущих выборах, ничего не сделано. Они тогда обещали построить новую школу, наша школа аварийная. Должны были завершить строительство дороги, 2 км, которая ведет в село Чунчха. Потом, 70 семей в селе не имеют воды, тогда говорили, что тракторы работают, но ни трактор не работал, ни люди, и воды как не было, так и нет. Тогда они это конкретно пообещали и ничего не сделали.
– Говорили, поднимем воду, чтобы создать условия для орошения. И это не сделали.
-Это не дело Энзела Мкояна.
-В любом случае. Когда обещают, пусть делают.
-Там, знаете, фундамент школы был заложен. Здесь в открытой местности. Но все унесли, землю заняли.
-Да, тогда даже подвал был готов. Блоки тоже заложены были. Прошло время, и блоки унесли, кто унес и что с ними сделали – мы так и не узнали. Два человека на кране приехали, загрузили и унесли.
-А Самвел Манукян что-то пообещал? (вопрос журналиста – ред.)
-Нет, он ничего не пообещал. Что значит пообещать. Тендер на школу был уже, почему не начинают, откладывают и откладывают.
-Там, где сейчас школа, была канцелярия села. Временно передали под школу, тогда до этого там фильмы показывали и т.д. А сейчас ничего нет. Ничего не отремонтировали, ни клуб, ничего не сделали.
-Если хочешь знать, мы никому голоса не должны давать. Они нам не нужны. Если они ничем нам не помогают.
-Но зависит ли это от депутата? Нет, наверно.
Стоит отметить, что школа в селе Дилиска все же будет построена. Тендер стоимостью в 2 013 119,96 лари проведен. Договор заключен 29-ого сентября 2020 года, то есть, уже на следующие выборы после обещаний. Школу по плану должна построить за 10 месяцев компания «Арпи Груп». Конкурс на строительство школы объявил Фонд регионального развития Грузии.
Село Дилиска, 2020 год
Добиться выполнения обещаний: протесты жителей Абула
Прошлые выборы в парламент, 2016 год
В 2016 году абулцы с хлебом и солью встретили кандидатов в депутаты от правящей партии. В числе проблем, о которых говорили в Абуле, отмечались газификация, отсутствие транспорта, плохая дорога до села и до пастбища, отсутствие каких-либо спортивных и других возможностей для молодежи. Энзел Мкоян тогда пообещал уладить все эти вопросы.
«Я очень хорошо осведомлен о ваших проблемах. Сколько мог, решал эти проблемы. Я знаю, что в основном сельчан беспокоит дорога, вода и газ. Вода у вас есть. Дорогу, правда, село далеко, но можно всегда благоустроить. И что касается газа… Я попробую, и так как газораспределительная компания SJGС сегодня частная, нет возможности решить этот вопрос. Это далекое село, поэтому 10 лет нужно, чтобы эта сумма вернулась в виде дохода. Но есть государственная программа, я по этой программе в последнее время провел газ для села Пока. Я поговорю с премьер-министром, чтобы Абул включили в эту программу», – сказал тогда Энзел Мкоян .
Зима 2019 года
В декабре 2019 года жители села Абул с акцией протеста приехали в Ахалкалаки и требовали исполнить предвыборные обещания. Человек, который встретил кандидатов в 2016 году в селе Абул во время предвыборной агитации, Гор Ерицян, выступил от имени всех сельчан.
«Кроме тяжелого социального состояния здесь больше ничего не вижу. 5 километров дороги стали для села Абул мечтой, желанием. Воды нет, голубого топлива нет, дорог нет, ничего нет. Наши камни увезли, песок увезли, абулцы всё это молча снесли. 40 лет вывозят песок, задушили нас в пыли, но мы молчим», – сказал во время встречи в тогдашнем бюро депутата Гор Ерицян в сопровождении односельчан, которые кивали, соглашаясь с ним.
Выслушав требования жителей села, депутат парламента Грузии Энзел Мкоян сказал:
«Все перечисленные проблемы очень точно подмечены. Но я хочу, чтобы вы знали, на данный момент газ является собственностью. Вы прекрасно знаете, что на сегодняшний день в соседнем районе – Цалке – всего 10% имеют газ, а наш район газифицирован на 80%. Ясно, что Абул попал в эти 20 сел. Но собственник газа подсчитал, что если проведет газ от центра до Абула, то это очень дорого обойдется, потраченные средства окупятся лет через 30. Мы несколько раз обращались в министерство по данному вопросу, первым написано село Абул, далее следуют Самсары, Большой и Малый. Должны подождать. Что касается дорог, вы правы, сегодня в парламенте есть комиссия по высокогорью, на последнем заседании было принято решено, что к концу 2021 года мы должны заасфальтировать дороги во всех высокогорных селах, это закон диктует, мы должны подождать, не всё сразу, понемногу, но всё будет».
Наши дни
За это время в селе Абул ничего не поменялось, жители все еще ждут исполнения прошлых предвыборных обещании.
Решить проблемы можно и самостоятельно: Куликам опальный
Наши дни
«Народ, спасибо за участие. На предстоящих выборах дайте голоса, а потом требуйте. Он такой парень, что если пообещает – сделает», – кричит во время агитации в этом году один из агитаторов Самвела Манукяна Саргис Узунян про кандидата в мажоритарные депутаты.
Прошлые выборы в парламент, 2016 год
Еще 4 года назад Энзела Мкояна, который на предстоящих выборах выдвинулся как независимый кандидат, в селе Куликам встретили с почестями. В свою очередь он пообещал решить самую сложную проблему – ужасные внутренние и ведущие в село дороги.
«Я очень хорошо знаю сегодня, что моему Куликаму нужна дорога. Я увидел, что дорога в плохом состоянии. Завтра придут строители дорог и благоустроят. Я знаю, что зимой дорога даже покрывается льдом, и машины не могут подняться. Этот вопрос мы обязательно решим. Я знаю, что жителям села нужны дорога, газ, вода, свет. Все у вас есть, осталась дорога. А вопрос дороги мы решим. Для того, чтобы Куликам стал городом», – звучали предвыборные обещания Мкояна в 2016 году.
Наши дни
Куликам до сегодняшнего дня не стал городом, а жители села самостоятельно решают свои проблемы, собирая всем селом и диаспорой деньги на ремонт церкви, дома ритуалов, для уравнения дороги. Они купили спортивное оборудование, для которого так и не предоставили помещение местные власти, а также провели отопительную систему в школе села.
Выборы президента Грузии, 2018 год
Конфликт между депутатом от правящей партии и сельчанами возник, когда Куликам в числе нескольких сел большинством голосов не поддержал кандидата в президенты Грузии от правящей партии Саломе Зурабишвили. Тогда Энзел Мкоян сказал агитаторам из этого села, что села Куликам и Хулгумо никогда не будут иметь дороги, и другие обещания не будут выполнены.
Предвыборная агитация в селе Куликам, 2020 год
Конфликт интересов: Хулгумо против
Предыдущие выборы в парламент, 2016 год
С хлебом и солью встретили жители Хулгумо в 2016 году Энзела Мкояна, тогда кандидат в депутаты пообещал асфальтировать дорогу, ведущую в село.
«Дорогие жители Хулгумо. Сегодня я услышал простые требования от этого села. Везде села такие требования представили нам, даже маленькие села, я этому радуюсь, потому что население должно требовать, а мы исполнять, но жители Хулгумо сегодня очень простые вопросы выдвинули. Я не разделяю Хулгумо от Ахалкалаки, так как у Хулгумо есть вода, газ, осталась дорога. Эту дорогу мы обязательно в ближайшие годы асфальтируем, поставим лежачие полицейские, чтобы не лихачили», – сказал Энзел Мкоян.
Президентские выборы Грузии, 2018 год
В последствии отношения между жителями села Хулгумо и уже депутатом Энзелом Мкояном испортились во время президентских выборов. Тогда во время предвыборной агитации в селе случилась стычка между сельчанами и командой депутата, которые участвовали в предвыборной агитации для президента Зурабишвили. Причина плохих отношений – проблема с землями, которые, по словам сельчан, превращены в карьеры депутатом.
Наши дни
Во время предвыборной агитации Самвела Манукяна сельчане вспомнили этот инцидент в диалоге.
-Они тогда сюда пришли, подрались, ушли. Он к нам в село больше не имеет право приходить. С каким лицом он должен прийти в село.
– Он все наши земли под себя взял, сделал карьеры. А у нас ячмень в полях. Урожай, которого ждет житель Хулгумо, чтобы содержать свою семью. У нас с ним 15 лет проблемы.
– Ни одно свое обещание не выполнил. Газ провели, Энзел сказал: «я это сделал».
Хотя Хулгумо находится рядом с городом, дороги к нему в ухабах и ямах, что вызывает недовольство не только у жителей Хулгумо, но и Куликама, которые, чтобы добраться до своего села, должны проехать через Хулгумо.
Предвыборная агитация в селе Хулгумо, 2020 год
Старый и новый подход представителей правящей партии
31-ого октября состоятся выборы в высший законодательный орган Грузии – в парламент страны. Скорее всего, это последний раз, когда будут избраны депутаты по мажоритарной системе, что означает, что через 4 года партиям уже сложно будет набрать голоса через “авторитетных” личностей, которые из года в год, из десятилетия в десятилетие участвуют в политике региона. Принято думать, что именно “авторитетные” лица, которые меняют одну партию на другую и избираются из одного созыва в другой, смогут набрать голоса, а каким способом – уже второстепенно.
В этом году язык предвыборной агитации чуть изменился. В отличии от предыдущих парламентских выборов, когда привлечь избирателя на свою сторону можно было обещаниями, теперь же обычные питьевая вода и природный газ в селах все еще остаются актуальными, где нет элементарных условии жизни.
В этом году перед выборами в парламент уже мажоритарный кандидат от правящей партии Самвел Манукян так же, как и в 2016 году, не пообещал ничего.
«Если сегодня кто-то пообещает, что свет поставим, сделаем асфальт, это невозможно. Все мы представляем, что наше государство это все делает. Личность ничего из себя не представляет. То есть, эта личность должна донести ваши проблемы в парламент и в центр, остальное все делает государство. Ничего не обещая, хочу сказать, что вы много обещаний слышали, я не хочу тоже самое делать. Я хочу, чтобы мы не давая обещания работали друг с другом и решали, какие вопросы будем решать», – сказал Самвел Манукян во время своей предвыборной агитации.
Спрос с правящей партии
Традиционно в Джавахети многие думают, что проблемы решаются только перед выборами и забываются после. Но население никогда не забывает обещания, которые делаются партиями и кандидатами до выборов, особенно люди внимательны к обещаниям представителей правящей партии.
Из года в год суть проблем и предвыборных обещании не меняется – это вода, природный газ, школы, детские сады, клубы и спортивные учреждения для молодежи и т.д. – то, что в компетенции не законодательного органа, а местных властей. Население, в свою очередь, не осознает, что в функции депутата парламента не входит решение проблем, которые, по сути, должны решать местные власти. Здесь выборы в парламент воспринимаются как выборы конкретного кандидата, а не партии. Именно поэтому и по некоторым другим причинам правящая партия боролась за мажоритарную систему до конца.
«Проблема в том, что присутствуют определенные кланы, которые так или иначе контролируют экономическую жизнь, вот это проблема. И обычно именно представители этих кланов становятся мажоритарными депутатами. Это одна из причин того, что мажоритарная система не оправдывает себя в Грузии, так как мажоритарные депутаты злоупотребляют властью. По факту только действующие мажоритарные депутаты в основном постоянно вмешиваются в деятельность органов местного самоуправления, вот этого они не могут делать и не должны по законодательству», – говорит Арнольд Степанян, директор Общегражданского движения «Многонациональная Грузия».
Именно в период предвыборной агитации происходит самая главная часть работы кандидатов в депутаты, они встречаются с населением и делают обещания. Обещания давать можно, говорит Арнольд Степанян, но…
«Обещать инфраструктурные проекты депутат имеет право, если это исполняется после выборов. Это не подкуп избирателя, скажем так, хотя кто-то может расценивать это как подкуп. Перед выборами обещают все, и правящая партия, и оппозиция. Обещают изменить жизнь к лучшему, и эти обещания называются предвыборными обещаниями. Однако обещать одно, другое – распоряжаться».