Какой будет предвыборная кампания в Грузии, чего ожидать от правящей и оппозиционных партий, о желании Михеила Саакашвили стать премьер-министром и о многом другом JNEWS поговорил с политологом Никой Читадзе.
Какой будет предвыборная кампания в Грузии, чего ожидать от оппозиционных партий?
– Что касается оппозиции, к сожалению, существуют разногласия между разными оппозиционными партиями, в том числе между «Национальным движением», «Европейской Грузией», «Стратегией Агмашенебели» и т.д. Хотя я думаю, они все же будут стараться не сжигать до конца мосты, потому что они нуждаются в координации, сотрудничестве.
Оппозиция, например, «Европейская Грузия» – критикует власти, но с другой стороны, представляет альтернативные проекты, в том числе, в сфере развития бизнеса. Это касается и партии «Лело», так что, я думаю, оппозиция будет вести активную предвыборную кампанию.
С другой стороны, оппозиционная координация будет, хотя сторонам остается более тесное сотрудничество, потому что эти партии сейчас не сотрудничают, а конкурируют, чтобы показать, какая из них более прозападная и какая будет служить интересам Грузии с экономической и политической точки зрения. К дестабилизации взывать не будут, но предвыборная кампания будет очень горячей, нас ждет горячая осень.
Чего ожидать от правящей партии во время предвыборной кампании?
– Она будет стараться вести черный и белый пиар. Черный пиар – это атаковать «Национальное движение», что во время их правления был кровавый режим, а сейчас мы живем в свободной Грузии. С другой стороны, она постарается показать, что было сделано во время правления «Грузинской мечты». Все это они будут показать путем мобилизации финансовых ресурсов. Мы знаем, что бизнес-сектор свои пожертвования, в основном, выделяет в пользу «Грузинской мечты». Только в 2019 году «Грузинская мечта» получила более 50% пожертвований государства и со стороны бизнес-сектора.
Сколько партий могут войти в Парламент?
– Сейчас в Грузии 1% барьер, можно сказать, что около 6-7 политических субъектов могут быть представлены в парламенте. «Грузинской мечте» трудно будет получить 40-45% голосов во время пропорциональных выборов – как это было в 2016 году, когда она получила 48% – чтобы сформировать правительство. Оппозиция может набрать больше голосов, чем «Грузинская мечта», многое зависит от того, кто победит в 30-и мажоритарных участках. «Грузинской мечте» будет намного труднее использовать административный ресурс, как это было в 2016 году, когда Запад более или менее закрывал глаза на действия властей. Сейчас чувствуется давление со стороны Запада.
В чем выражается это давление?
– В том, что «Грузинская мечта» не должна использовать административный ресурс, в критике Иванишвили со стороны американских конгрессменов, в желании, чтобы Грузия полностью перешла на пропорциональную систему, в ситуации с анаклийским портом.
Может ли Михеил Саакашвили действительно стать премьер-министром Грузии?
– Я не думаю, если даже «Национальное движение» победит, то Саакашвили пока не может занять пост премьер-министра. Во-первых, он не является гражданином Грузии, потом, на него возбуждено уголовное дело. По закону Грузии, человек, который преследуется законом, не может занять пост премьер-министра.
Действительно ли партию «Альянс патриотов Грузии» поддерживает и финансирует Россия, или это предвыборная атака?
– Я думаю, они поддерживаются Россией, потому что визит представителей «Альянса патриотов» в Россию, встречи с представителями Думы Российской федерации, кроме этого, визит Инашвили в Абхазию, оккупированную Россией, и переговоры с марионеточным режимом – говорят об этом. А что касается финансовой поддержки, то это должны показать с помощью документов, и в этом случае прокуратура должна вовлечься в процесс.
«Грузинская мечта» старается, чтоб ее кандидаты, насколько это возможно, были новыми, ранее не известными в политике лицами, что это может означать?
– Мы знаем, что по социологическим опросам люди недовольны работой «мечты», по опросам более 50% людей считают, что Грузия не идет в правильном направлении, и выбирая новых и молодых в свой состав «Грузинская мечта» хочет сказать, что они готовы к реформированию, и в это будут вовлечены молодые.