О чем говорят результаты социологического исследования, проведенного по заказу Международного Республиканского института США (IRI), о рейтинге партий и роли ТВ, рассуждает эксперт, политолог Гела Васадзе.
Исходя из исследования IRI, у правящей партии больше шансов победить на выборах. Однако достаточно ли 33%?
– Начнем с того, что любые опросы – штука достаточно условная. Первый вопрос – можно ли им доверять. Тут ответ однозначный, опросам таких международных организаций как IRI, NDI и Radisson Research, точно можно доверять, другое дело, что их необходимо уметь читать. Что означают 33% поддержки “Мечты”? Хорошо это или плохо для правящей партии? С одной стороны, более чем хорошо, ведь у них двукратное преимущество перед ближайшими конкурентами – “Национальным движением”. Но, с другой стороны, это всего 33%, которые не позволят им сформировать правительство, даже если результат будет таким. А если учесть то обстоятельство, что в июне рейтинг правящей партии был 40%, то есть, над чем задуматься. Падение рейтинга всего за один месяц в 7% – очень тревожный сигнал для правящей партии.
Кроме того, не стоит забывать, что опрос проводился в июле, а политические партии только сейчас начинают включаться в избирательную кампанию. Поэтому сказать однозначно, хватит ли этого для победы на выборах, не может никто. В этом уравнении слишком много неизвестных, причем эти неизвестные постоянно меняются. На сегодня ясно одно – положительные результаты борьбы с COVID-19 сильно подняли рейтинг “Мечты” среди населения. Но не COVID-ом единым жив человек. Понятно, что эти результаты были достигнуты путем разрушения экономики, и социальные последствия начинают сказываться уже сейчас. За оставшиеся неполных три месяца до выборов социальная ситуация будет неизбежно ухудшаться. Понятно, что правительство попытается залить социальную сферу деньгами за счет кредитов, полученных из-за рубежа. Они уже начали это делать. Но вот вопрос – хватит ли у них этих денег, и насколько эффективной будет система распределения? Так что будем наблюдать.
Исходя из опроса, никакая из оппозиционных партий не может составить конкуренцию правящей?
-Опросы четко показывают, что ни одна из оппозиционных партий не сможет составить конкуренцию партии власти по отдельности. Но зато все, вернее почти все, оппозиционные партии вместе имеют неплохие возможности победить на этих выборах действующую власть и сформировать коалиционное правительство. Тем более, что на это существует запрос общества, которое не только психологически устало от “Мечты”, но принимать ещё одного лидера-вождя также не хочет. Кроме того, наши западные партнеры явно дают понять, что приветствовали бы этот сценарий как шаг в развитии демократии в Грузии.
17% опрошенных не знают, за кого будут голосовать. Еще 11% затруднились ответить. Означает ли это, что столько процентов населения просто не будут голосовать?
– Конечно, не значит. Естественно, явка на выборы не будет стопроцентной, но мы все знаем, что на выборы, которые считаются решающими, а нынешние выборы именно такие, явка избирателей гораздо выше, чем обычно. Причем, чем выше явка избирателей, тем лучше для оппозиции. Это объясняется просто, у власти есть административный ресурс, и своего избирателя она приведет обязательно. Для оппозиции это более сложная задача. Именно в том, чтобы привести своего избирателя на участок, и заключается главная задача оппозиции. Кто сделает это более эффективно, тот и добьется успеха. Уверен, что на этих выборах мы увидим новые политические технологии, которые власть использует уже давно, а вот оппозиция делает только первые робкие шаги в этом направлении. Изменения в избирательном кодексе, за которые так долго боролось гражданское общество, дает шанс сегодня практически каждой партии, даже очень небольшой, попасть в парламент. А вот насколько партии используют этот шанс – вопрос открытый.
Какая польза от того, что небольшие партии будут представлены в парламенте в соотношении 1-2%? Имеет ли смысл таким партиям быть в парламенте?
– Конечно, имеет, особенно для тех, кто в парламенте. Политика в наше смутное время – такой же предмет коммерции, как и все остальное. А договоры между различными группами и есть демократия.
Еще одно исследование IRI показывает, что больше всего жители Грузии доверяют проправительственному телеканалу Имеди. Следом доверием пользуются оппозиционный Мтавари и Рустави-2. С чем это связано? И как ТВ влияет на рейтинг партии?
– Данные результаты являются калькой доверия к политическим партиям. Вообще, роль телевидения все ещё очень велика, но новые политические силы, например, “Стратегия созидания” Георгия Вашадзе практически полностью отказалась от наружной рекламы, поставив основной акцент на социальную сеть Facebook. И это правильно, их избиратель именно в Facebook, так зачем же тратить ресурсы на что-то другое. Вообще, судьба будущих выборов зависит от того, насколько рационально и эффективно политические партии сумеют найти свой кластер избирателей и будут работать с ним, приведя его на избирательный участок. Ресурсы ограничены у всех, даже у власти, телевидение – дорогое удовольствие, но “Мечте” и националам придется использовать его, так как они претендуют на всеобщий охват. В таких условиях более мелкие партии, работая точечно, могут достичь успеха. Впереди нас ждет много интересного.