О том, почему и как Грузия может быть вовлечена в армяно-азербайджанский конфликт, что может спровоцировать армян и азербайджанцев Грузии на противостояние, каким образом связаны Сербия, Грузия и армяно-азербайджанский конфликт – об этом и многом другом рассуждает эксперт, политолог Гела Васадзе.
Сможет ли Грузия избежать перенесения армяно-азербайджанского конфликта на свою территорию?
– Между Арменией и Азербайджаном сейчас идет война, и она началась не сегодня. Эта война носит тотальный характер. Многие у нас считают, что война – это когда стреляют, но это не обязательно. Война идет в информационном пространстве, во внешнеполитическом пространстве, в кибер-пространстве. Сейчас очень популярна, в том числе, война на других территориях – вот эти столкновения между представителями армянской и азербайджанской общин в других странах. Причем многие из этих людей не являются ни гражданами Азербайджана, ни Армении, и отношения к ним не имеют.
Теперь, что касается нас и нашей ситуации. С одной стороны, я оптимист, потому что хорошо знаю отношения между армянами и азербайджанцами в Грузии. Они очень хорошие, более того – это, наверное, минус, но я об этом тоже скажу – армяне и азербайджанцы здесь друг к другу часто относятся лучше, чем оба вместе относятся к грузинскому населению, но здесь есть свои причины, скажем так. Поэтому, конечно же, разрушить эти отношения так, чтобы это носило системный и тотальный характер, достаточно сложно. Но учитывая слабость наших спецслужб, которые должны очень серьезно работать для предотвращения этого всего, я считаю, что провокации возможны, и даже более чем возможны. Спецслужбы занимаются совсем не тем, чем должны заниматься. А если и занимаются этим, то занимаются очень топорно. Предотвратить провокации мы с вами точно не сможем, спецслужбы тоже не смогут.
Очень важный момент, на который хочу обратить внимание. Важны не провокации, которые могут быть, важна реакция общества, лидеров общественного мнения, как армян, так и азербайджанцев граждан Грузии, на эту провокацию. Я уже не говорю об участии. Боже упаси, чтобы кто-то из лидеров общественного мнения среди армян или азербайджанцев Грузии в этом участвовал, если это произойдет, очень важно, чтобы было моментальное реагирование от гражданского сектора. Не говоря уже о правоохранительной системе. Очень важно, чтобы тут не было своих и чужих, мы все в одной лодке, здесь нет сторон конфликта.
Недавно представители азербайджанской национальности напали на армянина в грузинском городе Садахло, этот случай сразу же был пресечен. До этого были митинги в Марнеули, митинг в Ахалкалаки, когда протестующие призывали сохранять нейтралитет и не вмешивать Грузию в конфликт… Насколько реально и в дальнейшем пресекать усугубление ситуации?
– Что касается акций, их вполне могут проводить и та, и другая сторона, в этом ничего такого нет. Важно, чтобы они понимали одну вещь. Грузия – свободная страна, и проводить акции может кто угодно и как угодно. Если акцию проводят граждане Грузии армянской национальности в поддержку Армении, не нужно, чтобы там же проводили контракцию граждане Грузии азербайджанской национальности, и наоборот. Ребята, вы можете выражать солидарность с исторической родиной в разных местах, и в этом нет ничего такого ужасного. И тут тоже должны работать правоохранители. Это же легко сделать. Я знаю методы работы. Предупредить лидеров, что у них будут большие проблемы, если спровоцируют столкновения. И можно сделать так – кто начнет, у того будут большие проблемы. Здесь вопрос в том, что я не знаю, какая профилактическая работа ведется. Я надеюсь, что она ведется вообще. Что касается избиения, если человек был избит – это преступление, и на это должны реагировать правоохранительные органы очень жестко.
Говоря о якобы транзите оружия в Армению через Грузию, фотографии которого распространили Азербайджанские СМИ, можно ли утверждать, что это также попытка вовлечения в конфликт?
– Во-первых, здесь много непонятного. Во-вторых, очень много того, что касается властей Грузии, и не касается, как это ни странно звучит, даже Армении и Азербайджана. Говоря о лаунчерах, там два кейса. И не понятно, почему это все объединяют в одно.
Первый кейс – много вопросов. Эти лаунчеры для систем “Град”, они были из России? Российского производства или нет? Если они были из России и прошли по территории Грузии – это нарушение закона Грузии. Если они были не из России, допустим из Болгарии или из той же Сербии, и на них были соответствующие сертификаты, разрешения Министерства Обороны на каждый военный транзит, из любой страны в любую другую страну, то тогда о чем идет речь? Вне закона только транзит из России, причем сухопутный. По воздуху транзит из России по нашим законам возможен.
Теперь второй момент. Совсем другой кейс – это сербское оружие. Если бы Сербия продала оружие Армении официально, и на это была бы соответствующая документация, тогда бы проблемы опять-таки не было. Они сказали: “да, мы продали оружие в Армению, и это были винтовки”. Речь идет о том, была ли нелегальная поставка оружия, и если это так, а Тесич (человек, который упоминается в информации – ред.) находится под санкциями США, тогда у нашего правительства очень большие проблемы уже с американцами. Была ли переправка оружия – я не знаю, и люди, которые непосредственно связаны с этим, тоже не знают. Если это было, то было сделано специально, для того, чтобы подставить нашу власть.
Непонятно также, зачем нужно тащить их из Поти, когда можно в открытую провести по военно-грузинской дороге. В таком случае, его потащили из Поти, чтобы сфотографировать и показать. По поводу связи Тесича, если бы была такая договоренность, то она была сделана, чтобы потом эту договоренность слить. Это не может организовать ни Армения, ни Азербайджан, ни Грузия. Только российские спецслужбы способны на такого масштаба операцию, потому что сколько бы Армения ни запрашивала нелегальный транзит оружия через Грузию – допустим, что была такая просьба – Грузия не согласилась бы на это. Но вот Россия могла давить на них. Это в любом случае подставляет власти Грузии. Если так было, то у властей Грузии большие проблемы.
Обострение армяно-азербайджанского конфликта – надолго?
– Обострение – нет. По моим наблюдениям, военные действия между Азербайджаном и Арменией не являются главной составляющей этой войны. Военные действия являются базой для информационной, политической и других видов войн.