TI Georgia: В деле TBC Bank не существует доказательств отмывания денег


Не существует никаких доказательств, на основании которых можно сделать вывод, что Мамука Хазарадзе, Бадри Джапаридзе или Автандил Церетели совершили преступление, связанное с отмыванием денег, как по отдельности, так и в качестве соучастников. Об этом говорится в заключении независимого международного эксперта, нанятого для изучения громкого дела грузинским отделением Transparency International.

Основателям крупнейшего коммерческого банка Грузии TBC Bank – Мамуке Хазарадзе и Бадри Джапаридзе TBC Bank – 24 июля 2019 года были официально предъявлены обвинения в легализации незаконных доходов в размере 16 миллионов 664 тысяч долларов. По данным следствия, незаконные действия по переводу средств были осуществлены в 2008 годах. В конце июля суд избрал для каждого из банкиров залог в 700 тысяч лари в качестве меры пресечения. Кроме того, им запретили покидать страну без разрешения прокуратуры. Позже суд также арестовал банковские счета Хазарадзе и Джапаридзе.
Третьим фигурантом дела стал Автандил Церетели – отец учредителя телекомпании «Пирвели» Вато Церетели. 22 августа Генпрокуратура Грузии предъявила ему обвинения в пособничестве отмыванию денег. 27 августа в качестве меры пресечения для Церетели суд избрал выплату залога в размере 500 тысяч лари.

Хазарадзе и Джапаридзе считают начатое расследование политически мотивированным. Они неоднократно обвиняли правящую партию «Грузинская мечта» и ее основателя, миллиардера Бидзину Иванишвили в попытках помешать реализации проекта глубоководного порта в Анаклия. В настоящее время проект заморожен, однако до конца 2019 года его вел консорциум, в который входил TBC Bank.

Для изучения резонансного дела TI Georgia наняли практикующего юриста Полин Дэвид, члена Австралийской ассоциации адвокатов и эксперта по борьбе с отмыванием денег с 30-летним стажем работы.
Она посетила Грузию в начале февраля 2020 года, проведя встречи с экспертами и лицами, знакомыми с подробностями дела, включая обвиняемых, практикующих юристов и деловые круги. Дэвид также встретилась с представителями Народного защитника и Национального банка Грузии. Прокуратура Грузии отклонила запрос Дэвид о встрече, представив ей отчет иностранных экспертов, которые были наняты стороной обвинения.

Дэвид представила свои аргументы по делу TBC Bank в отчете, состоящем почти из 20 страниц. В TI Georgia представили основные выводы доклада.

– В деле нет доказательств, которые выявляют намерение легализовать деньги, полученные по кредиту (отмывание денег); намерение скрыть «незаконное происхождение» суммы или намерение интегрировать полученные деньги в легальную экономику.

Исходя из этого, даже если суд признает все факты по делу в пользу обвинения, эти обстоятельства все-таки не подтвердят обвинения в отмывании денег.

– Дэвид поясняет, что отмывание денег и основное предикатное преступление (в данном случае незаконное присвоение) являются разными преступлениями.

Доказательства предиката не являются доказательствами отмывания денег. В том случае, если обвинение докажет преступление незаконного присвоения имущества, любое последующее действие только усилит факт использования незаконно полученного дохода, а не отмывания. Эти факты не смогут подтвердить обвинение в отмывании денег.

«На международном уровне суды осуждают практику судебного преследования за отмывание денег, когда предположительно совершенное действие не выходит за рамки предикатного преступления», — сказано в выводах эксперта.

– Что касается незаконного присвоения, по словам Дэвид, в деле TBC Bank оно не может рассматриваться как отдельное преступление и не может быть доказано в качестве основного преступления из-за установленного законом срока давности.
«Уголовное преследование лица за отмывание денег с целью уклонения от срока давности является злоупотреблением процессом правового делопроизводства, что противоречит основополагающим принципам, которые предусматривают защиту прав всех обвиняемых», — отмечает эксперт.

Материал с Новости-Грузия