Вопрос о помиловании протоиерея Георгия Мамаладзе, осужденного за попытку убийства секретаря-референта патриарха, остается одним из самых обсуждаемых в грузинских СМИ. Представитель Синода — владыка Николоз, митрополит Ахалкалаки и Кумурдо, считает, что Мамаладзе не признает вину и не может требовать помилования.
«Помилование означает, что человек совершил преступление, и он это признает. Человек, который не признает вину, не может требовать помилования. Если он требует помилования, значит, он признает вину», — сказал владыка Николоз в беседе с журналистами.
По его словам, помилование по церкновным правилам отличается от помилования в юридическом смысле.
«Пусть Господь помилует всех грешников. Мы все нуждаемся в помиловании. Пусть никто не скажет, что не согрешит. Это может случиться со всеми», — отметил владыка Николоз.
Накануне президент Грузии Саломе Зурабишвили помиловала пятерых осужденных. В этот список Мамаладзе не попал, хотя Священный Синод и обратился к президенту с просьбой о его помиловании 8 ноября. Объясняя свое решение, Зурабишвили заявила, что оно основывается «на принципе справедливости». Президент также отметила, что не нашла аргументов для того, чтобы сделать исключение в отношении дела Мамаладзе.
В тот же день стало известно, что Георгий Мамаладзе начал голодовку в исправительном учреждении.
Митрополит Мартвили и Чкондиди, владыка Григол Кация заявил в интервью Общественному телевидению, что ожидал помилования Мамаладзе.
«Вы меня спрашиваете, почему президент принял такое решение? Я — Григол Кация, я не президент. Я думал, что президент его помилует», — заявил журналистам митрополит. Он отметил, что для него важно, чтобы Мамаладзе не находился в тюрьме.
При этом митрополит уверен в том, что решение президента не было заранее согласовано с патриархией и с Илией Вторым.
Следует отметить, что митрополитом Чкондиди Григол Кация был назначен после того, как Священный Синод отстранил от управления этой епархией митрополита Петре Цаава, также активно выступавшего за помилование Георгия Мамаладзе и называвшего его «жертвой интриг в патриархии».
Высокопоставленный представитель патриархии Георгий Мамаладзе был задержан 10 февраля 2017 года в Тбилисском аэропорту, когда он собирался улететь в Берлин, где на лечении находился Католикос-Патриарх Илия Второй. В больнице патриарха находились и представители его ближайшего окружения, в том числе и Шорена Тетруашвили. По данным следствия, в багаже Мамаладзе обнаружили цианид натрия, а в квартире – кустарно изготовленное огнестрельное оружие и шесть патронов.
В сентябре 2017 года Тбилисский городской суд приговорил Мамаладзе к 9 годам тюрьмы, а в феврале 2018 года приговор оставил в силе апелляционный суд. В начале августа 2018 того же года Верховный суд Грузии отказался рассматривать иск адвоката Мамаладзе, тем самым оставив в силе решение судов первых
В феврале 2019 года осужденный протоирей перенес инсульт. До сих пор он может передвигаться только в инвалидной коляске. Уже несколько месяцев Мамаладзе остается в медчасти исправительного учреждения №9 (т.н. Матросовская тюрьма).
Еще до того, как состояние здоровья Мамаладзе ухудшилось, с просьбой о его помиловании к Зурабишвили обратились шесть влиятельных неправительственных организаций, специализирующихся в сфере защиты прав человека.
В своем ходатайстве правозащитники говорили, что приговоры, вынесенные Мамаладзе двумя судебными инстанциями, вызывают много вопросов и не соответствуют юридическим стандартам.
Семья Мамаладзе называет громкое «дело о цианиде» совместной операцией патриархии и грузинских силовых ведомств. Брат осужденного неоднократно заявлял, что протоиерей, руководивший службой по управлению имуществом патриархии, владеет информацией, которая может дискредитировать священнослужителей. Утверждается, что речь идет о схемах присвоения имущества в патриархии и бизнесе высокопоставленных духовных лиц.
С просьбой о помиловании Мамаладзе обращались и к предшественнику Зурабишвили, президенту Георгию Маргвелашвили, однако он так и не решился на этот шаг.