Когда зовут корни: Ани. Из дневника журналиста


Jnews представляет своим читателям отрывок из блога журналистки Гаянэ Акоджян. В своем блоге «Когда зовут корни: Ани» журналистка представляет свои переживания и увиденные реалии во время паломничества в Западную Армению.

По следам идентичности

С конца села Карцах виднеется турецкий флаг, установленный на исторически армянской земле. Мы едем в Ани, чтобы впервые увидеть то, что на протяжении веков было армянским, было нашим, было моим…

Из Ахалкалаки нужно проехать всего лишь 185 км, чтобы добраться до Ани.

Многие из нас сейчас отправляются в Западную Армению, в основном, за покупками, и добираются до города Карс, но также немало тех, кто едет туда, чтобы увидеть страну своих предков.

Мы выехали спозаранку, пока все спали… Дорога была нелегкой: отяжелевшие мысли, воспоминания, рассказы, услышанные когда-либо о Западной Армении, о геноциде, генетическая память, которая могла проснуться и не заснуть в самый неожиданный момент. Мы ехали, чтобы увидеть Ани и Карс.

Мы добрались до грузино-турецкой границы, крепко прижимая к себе своего ребенка приближаюсь к пограничнику, за мной следом идет брат, который знает турецкий язык. Пограничник изучающим взглядом посмотрел на нас, потребовал предъявить паспорта, прочитав наши имена и фамилии спросил на турецком «куда направляетесь?». Мой брат по-турецки ответил, что едем повидать Ани и Эрзрум.

Пограничник посмотрел на своих коллег и начали на турецком говорить об истории.

Я, заметив гнев во взгляде моего брата, спросила о чем они говорят.

Мой брат перевёл: «Вы наверняка знаете, что наши предки сжигали армян в своих домах, вырезали им языки».

Услышав все это, я быстро забрала наши паспорта, мы продолжили наш путь. На границе довольно длинный участок, который необходимо пройти пешком. Всю дорогу в голове крутились их слова и, подобно киноленте, перед глазами проходила история моей нации, 1,5 млн жертв.

При пересечении границы на первом баннере читаем: Ардаган-Карс. Мы продолжаем путь, перед нами открываются бескрайние, каменистые местности, горизонт страны.

Вдалеке видны крепости средневековой Ани, это удивительно, но мы не чувствуем усталости от проделанной дороги.

Anii parispner

Город некогда 1001 церквей и могущественная армянская столица X-XI веков до сих пор приветствует посетителей своими могучими крепостями Ашоташен. Сложно описать словами: разрушенные средневековые крепости, полуразрушенные церкви и другие сооружения являются безмолвным свидетельством некогда процветающей столицы.

Ани, разрушенный средневековый город-крепость, находящийся в Турции. Он расположен в провинции Карс, на границе с Арменией. Он был построен на правом берегу реки Ахурян, на треугольном плато.

Чтобы войти в город-крепость, нужно заплатить 12 лир. Сначала мы удивились, а потом осознали, что армянские памятники обеспечивают огромный приток туристов со всего мира.

Toms Ani

Здесь впечатляет каждый камень, с которым невольно взаимодействуешь, быстро фотографируешься, чтобы случайно чего-то не упустить, внутри заполняешься такими переживаниями, чувствами, которые потом не сможешь вновь воспроизвести.

Это церковь Сурб Григора Ани, с ее великолепными фресками, которые спустя века хотя и немного выцвели, однако все еще рассказывают нам об армянах.

vormnankarner

Храм, который является святыней для армян всего мира, стал банальным пастбищем для турок и курдов. Мы в ярости разгоняем коров, пасущихся во дворе церкви, все гоняем и гоняем, вдруг резко останавливаемся, понимая, что мы ничего не можем изменить, кто после нас их будет гонять…

Anii ekegheu bakum kover

В Ани мы встречаем сирийских армян, которые с восхищением разглядывают каждый камень. Да, находясь в Ани нужно наслаждаться каждым моментом, и нужно также гордиться тем, что культура армянского человека “выстояла” после стольких лишений.

Anii Surb Grigor Lusavorich

Все храмы в городе-крепости находятся в руинах. Железные конструкции свидетельствуют о том, что турецкие власти восстанавливают памятник.

Камень, извлеченный из каждого храма, хранится под специальным покрытием, чтобы в дальнейшем быть использованным при реставрации строения.

ekeghecu qarer

Anii Surb prkich

Сохранилась половина храма Сурб Аменапркич Ани

Anii Mayr tachar

Это обнесенный железом кафедральный собор Ани

Я не знаю, не могу сказать как будут выглядеть эти памятники после реконструкции, но мой внутренний голос подсказывает, что ни на одном из куполов храма крестов не будет, как и сейчас их нет.

Ani gmbet

Это церковь Оненци или Сурб Григор Лусаворич с расколовшимся куполом.

Anii zinanshany

Эмблема Багратуни на крепостных стенах Ани.

Взрываешься, переживаешь ужас, когда стоишь под стенами Ани, а вдали развевается триколор. Смотришь и задаешься вопросом, а что было бы, не будь того злосчастного 1915 года? Армяне остались бы на своей земле, армяне не увидели бы армянскую реку Ахурян, разделившую их землю на две части.

Akhuryan gety

Окончательное разрушение города Ани традиционно связывают с землетрясением 1319 года, однако в одном из летописей Еревана Шабайдин из Ани в 1364 году проклинает тех, кто разрушил Ани. Монеты, вырезанные в XIV и XV веках также подтверждают, что жизнь в городе продолжалась. В ХVI веке Ани был уже небольшой деревней. В ХVIII веке Ани был кучей руин и принадлежал турецкому бею.

Anii Gagikasheni parispner

Это храм Григора Лусаворича (Гагкашен), построенный по подобию храма Звартноц

Ани был выдающимся центром развития городской архитектуры. Школа архитектуры Ани, которая была основана в Х веке, оставила значительный след в архитектуре европейских и других стран. В конце X века – начале XI архитектор Трдат построил кафедральный Собор Святой Девы и Гагкашен, где его принципы были сохранены и применены также в XII-XIV веках.

Anii Abughamrens Srb. Grigor Lusavorich ekegheci

Это церковь Сурб Григор Лусаворич (Абугамренц)

В IX-XIII веках Ани был также научным центром со множеством школ, скрипторий. В выдающихся высших школах Ани в разные периоды (XI–XIII вв) преподавали Магистр Григор Пахлавуни, Ованнес Саркаваг, Мхитар Анеци и другие. Школа миниатюрной живописи Ани действовала в оживленной культурной среде, здесь были написаны и скопированы рукописи. Миниатюрная живопись процветала в Ани в первые десятилетия XIII века. До нас дошли три рукописи Ованнеса, иллюминированная рукопись Маргаре «Евангелие Ахпата» (1211 г.), «Евангелие Багнаири» миниатюриста Игнатиоса Оромосцу (1232 г.) и другие.

Mzkit

Строение, что виднеется вдалеке, – это мечеть Мануче

Рядом с церквями в городе-крепости была построена мечеть. Ее в Ани построил эмир Мануче Шаддада(1072 – 1118), которым установил дружеские отношения с армянским населением города – были восстановлены крепостные стены Смбаташена и построил минарет мечети, а прилегающее основное здание было зданием суда, или палата католикоса.

Все строения Ани воспроизводят знаменитые композиции 7-го века. Кафедральный собор Ани – из куполообразной базилики переходит в крестообразный купол, церковь Аракелоц – с четырехугольным центральным куполом, храм Григор Лусаворича (Гагкашен) – по подобию церкви Звартноц, церковь Абугамренц, Овви церковь и другие.

От вышеупомянутого остались только руины и просто история. Однако для каждого армянина важно хотя бы один раз побывать на этой земле, почувствовать свои корни, идентичность.

Наше паломничество в Западную Армению начинается и заканчивается в Ани. Было невозможно не писать о пережитом и пережитом в Ани, но и писать было нелегко. Требовалось время, чтобы вновь пережить свои впечатления и запечатлеть их на бумаге. И только написав, понимаешь, что слова бессильны передать о твоей нации, идентичности, роде.

Гаянэ Акоджян