Камни, как главные свидетели наличия жизни много веков назад


Верхний Аластан, или Ордан, развалины этого села свидетельствуют о том, что здесь кипела жизнь много веков назад (до XIV-XV веков). Об этом поселении исторических данных Jnews не нашёл, но жители соседнего села Аластан хранят и передают истории, дошедшие до них от предков.

Доехать до развалин этого села можно не на каждом автомобиле. Жители Аластана нас довезли на внедорожнике в экстремальных условиях. Приблизительно два километра от Аластана пришлось преодолеть через поля, каналы и камни. Однако это того стоило. На высоте, между двумя реками, среди лесов затаилось время.

Покрытые жёлтым мхом камни, расположены рядами, на горизонте лазурное небо. На верхнем “этаже” развалин села всё ещё борется со временем церквушка.

аластан1

«Каждый раз, когда поднимаемся в Джубаретские леса за шиповником, орехами или лесными ягодами, ставим свечки в этой церкви», – рассказывает Ерануи Саруханян.

Жители Аластана рассказывают, что жизнь здесь прекратилась после разрушительного нашествия войск Ленк-Тимура (конец XIV века).
Какие национальности жили в разрушенном Верхнем Аластане, никто не знает, однако около церкви найден Хачкар. По рассказам жителей на этой территории, недалеко друг от друга были еще три села, в общем было четыре села. Из этих сел лучше всего сохранился Верхний Аластан.

аластан2

Об истории Верхнего Аластана, дошедшей до них, любезно согласились нам рассказать и показать местность жители села Аластан Мхчян Хачик с супругой Ерануи, а также Мананян Симон.

По их рассказам, все четыре села друг с другом имели подземную связь в целях обороны.

аластан3

Развалины села показывают, что дома здесь были построены на ярусах. Причём дома строились впритык друг к другу и в основном имели подземные ходы между собой, видимо для того, чтобы защититься от нашествий, которые часто происходили в средние века. Здесь можно разобрать амбары, места для огня, а также дыры в подземные проходы.

Жители Аластана, как они рассказывают, приехали из Западной Армении, из села Арцат в начале XIX века. Они встретили здесь потомков ушедших в историю сёл.
«Наши прадедушки рассказывали, что от дедов слышали, что была женщина, которая рассказала, что она родом из села Джубарет и вышла замуж в село Петров. Если эта женщина разговаривала на армянском, значит здесь жили и армяне», – рассказывает Мананян Симон.

66

Показывая громадные камни, которыми люди строили дома, Симон Мананян рассказывает.
«Они жили в постоянном страхе. Такое строение имело целью, во-первых иметь связь друг с другом, чтобы при нападении врагов могли через дома соседей бежать и второе, чтобы было тепло. Раньше здесь были очень суровые зимы».

alastann

Хачик Мхчян с детства часто бывал в этой местности, они с друзьями играли, а такие развалины и подземные ходы давали широкие возможности для детского воображения и игр. Он ловко проходясь по руинам стен, показал нам «секреты» старого села, которые он нашел в детстве, во время игр: амбары, где раньше хранили зерно, а также входы в подземные проходы, которые со временем покрылись травой и завалены камнями.

аластан4

«На ногу завязывали веревку, чтобы потом тащить обратно, входили в эти подземные дыры. В детстве мы часто играли здесь. Мы входили туда, иногда из одного прохода заходили в помещение с несколькими комнатами, до конца мы боялись идти, думали вдруг потеряем дорогу», – рассказывал Хачик Мхчян.

Одна из подземных проходов выводила к реке, видимо, чтобы в случае нападения врага люди смогли бы взять воду из реки.

Житель Аластана однажды нашел здесь клад.

«Муж моей тёти, когда свиней пас в этой местности нашел много золота. Свинья копала носом землю, вот и наткнулись на золото. Найдя золото он побежал домой, оставил свиней. Потом с золотом уехал в Баку. Из того клада три штуки золота даже и мне досталось, я сделал себе золотые, зубные коронки», – смеясь рассказывает Хачик Мхчян.

аластан5

Аластанцы любят приходить сюда, зажигать свечи, устраивать здесь пиры на природе и размышлять о том, как люди здесь жили, угадывать какие-то реалии истории, смотря на развалины в настоящем.

Шушан Ширинян