Председатель Армянского национального комитета Европы Каспар Карапетян рабочим визитом побывал в Тбилиси и в Джавахети, где встретился с высокопоставленными чиновниками и с представителями местных властей. По этой теме jnews побеседовал с Каспаром Карапетяном.
– Какова цель Вашего визита в Грузию?
Есть предыстория, это не первый мой визит. В первый раз я побывал здесь 3 года тому назад, в Тбилиси встретился с представителями Европейского союза, чтобы обсудить и увидеть какой подход у европейских стран по поводу национальных меньшинств и как работают их представители в Грузии. После этого, следующим шагом было информирование европейцев о проблемах и о трудностях, которые есть у джавахских армян. Для этого координатор общественных организаций Артак Габриелян побывал в Брюсселе и встретился с около 15 депутатами европейского Парламента, с представителем Грузии в Еврокомиссии, с представителем Грузии в комитете по внешним вопросам, где был представлен пакет в котором содержались проблемы и реальность джавахских армян.
– И какие вопросы или проблемы были представлены в Европе?
Тогда мы представили вопрос языка, очень серьёзный вопрос для джавахских армян. Недостаток знания грузинского языка в районе очень большой, и безусловно виноваты в этом не сами армяне, их кто-то не научил грузинскому. По этому направлению мы предложили дать армянскому языку статус второго административного языка. Один из основных вопросов этот. Другой вопрос, это правильное распределение денег, пришедших из стран Европейского союза. То есть равномерное распределение, сумма, которая предусмотрена для Джавахети, должна дойти до адресата.
– Вы те же вопросы представили и в Грузии в первый Ваш приезд. А какие вопросы обсудили в нынешний приезд?
В Тбилиси я встретился с представителями Министерств иностранных дел и реинтеграции (Министерство примирения и гражданского равенства). Важен вопрос второго языка. А также здесь в сакребуло, например количество депутатов армянской национальности не соответствует населению, депутатов грузинской национальности намного больше, по сравнению с грузинским населением. Относительно вопроса языка есть такие замечания, что нет достаточного количества людей, которые бы владели грузинским языком, чтобы работали в этих органах. Поэтому мы соединили эти два вопроса. С 2010-го года начали 4+1 программу в вузах, и нормально преподавать грузинский в школах, но всё ещё только до 4-го класса в школах знают грузинский. Мы предложили исследовать через сколько лет Джавахети будет «самодостаточным» по вопросу языка, то есть сможем сказать, что он спасёт себя знанием грузинского. И наравне с другими районами Грузии, сможет защищать свои права и понимать законы.
– Как восприняли Ваши представленные вопросы в Правительстве, будут ли решать эти вопросы?
Они хорошо слушали, это правильное слово, не скажу, что приняли восторженно, но и не наоборот. Обещали ответить. До начала декабря я пошлю им меморандум, где представленные проблемы и наши предложения представлю письменно и более обоснованно. Обещали, что когда получат, вместе с собственными исследованиями относительно тех вопросов представить премьер-министру.
Мы хотим, чтобы наши общины были интегрированы в жизни своих стран, но не оссимилированы. Я насколько понял их (Грузии) политика интеграция, интеграция будет правильной, если применят наш предложенный вариант.
Безусловно понятно, что до осуществления есть большая дорога. Будут люди, которые будут заниматься популизмом и будут использовать для своих целей, третьи силы, часто религиозный фанатизм будет играть отрицательную роль своими отрицательными высказываниями. В каком-то смысле, к сожалению грузинские церковники имеют максималистический настрой по отношению к армянам. Всё это безусловно государство должно иметь ввиду. Государство, которое имеет сконструированную программу, имеет политическую волю идти вперёд, может устоять перед всем этим.
Кроме вышеназванных, какие ещё проблемы Вы обсудили с представителями Правительства?
Вопрос виз. Джавахские армяне, которые из-за работы получили армянское или другое гражданство, сейчас стоят перед большими сложностями. Я предложил решение: люди, которые родились и жили в Джавахети, но вынужденно поехали для того, чтобы работать, им дать специальный статус.
Проблемы, связанные с сельским хозяйством. Государство должно создать такую систему, чтобы человек имел хотя бы минимальный годовой доход.
Очень важен вопрос учителей. Учителя подготовленные в советское время уже пенсионеры, новых и хорошо подготовленных кадров им на замену нет. Если у нас будут школы, здания, ученики и самые лучшие учебники мира, но не будем иметь обучающих, то всё это равно нулю.
Агуник Айвазян