«Здесь никакого сепаратизма нет. Люди, оставьте нас в покое»


Какие риски видят в Тбилиси относительно Джавахети, чем является этот регион для Армении и как на это всё смотрят в самом регионе. Тема «сепаратизма» Джавахети в обсуждениях экспертов-политологов из Армении и Грузии с неправительственным сектором Ахалкалаки и Ниноцминда.

Неправительственная медийная организация Go Group Media организовала медиа тур по Ахалкалакскому муниципалитету с целью сделать доступным регион для Грузинских, Армянских, Азербайджанских и Российских СМИ. Для этого были организованы встречи с неправительственными организациями, политическими деятелями, и с представителями местной власти Ахалкалакского муниципалитета.

На встречу с неправительственными организациями, которая прошла в ахалкалакском офисе GFSIS, были приглашены эксперты из Тбилиси Гела Васадзе и из Еревана Джони Меликян. Эксперты рассказали про восприятие Джавахети в Грузии и в Армении.
Грузинский эксперт, политолог Гела Васадзе отметил, что у Армении есть четкая позиция по факту отсоединения Джавахети от Грузии.
«Первое, что надо сказать, для среднестатистического жителя Тбилиси, или Грузии вообще, если говорить о рисках, которые есть в Джавахети, то воспринимается, что есть проблема сепаратизма. Я могу сказать, что угрозы сепаратизма здесь нет на данный момент, и не существует по двум причинам. Первая причина – это то, что отделение отельной области и присоединение к Армении не возможно, так-как нет реальных социально-экономических условий для жителей региона. Второе – это, пожалуй наиболее важное, то, что у Еревана абсолютно твердая позиция по поводу того, что регион является частью Грузии, такая маленькая Армения в составе Грузии. Перейдем к политическим рискам, которые на мой взгляд существует. Самый главный, основной риск, который видят в Тбилиси, это то, что в Джавахети есть активность Российского фактора, – сказал Гела Васадзе, добавив, – Сам я из Аджарии, Батуми и знаю прекрасно как действовали в приграничной зоне спец службы еще с советского союза. Если в обычных городах СССР на 1000 человек было 3 сотрудника спец служб, то на приграничной полосе было от 5 до 10 сотрудников, которые обеспечивали тогда безопасность СССР. И в Аджарии это есть и в Самцхе Джавахети. И эти сотрудники никуда не делись, этот момент может быть реальным дестабилизирующим фактором».

На что представители местных общественных организаций выразили свои возражения.

«Вы думаете, если Армения предложит социально-экономические условия в Джавахети будет сепаратизм? Вот где заблуждаются все политические руководители и, к сожалению, вот такой точки зрения придерживаются прошлые, нынешние и будущие власти, которые придут, уйдут и придут. Стратегия остается такая же, что сепаратизм есть, просто Армения еще не может предложить лучшие условия. А то значит отделились бы? Я хочу сказать, что в Джавахети никогда не возникал и не возникнет вопрос отделения от Грузии. Никогда. И на этом мы должны забыть эту терминологию. Здесь это не уместно употреблять», – высказался председатель неправительственной организации «Врачи Ахалкалакского района за здравый образ жизни» Александр Тороян.

С Александром Торояном согласен и Михаил Коликиди председатель объединенной греческой организации «Патрида».
«Здесь никакого сепаратизма нет. Господи. Люди, оставьте нас в покое. Мы тихо, мирно живем. Мы делаем, созидаем, трудимся. Мы хотим единственное, чтобы весь мир знал, что в Джавахети живут люди, которые любят работать и делают все для сохранения своих культурных, национальных, этнических ценностей», – сказал Михаил Коликиди.

По мнению эксперта политолога Джони Меликяна Самцхе–Джавахети для Армении является психологическим и геополитическим поясом безопасности. Для Армении важно, чтобы соседняя Грузия развивалась и процветала и в рамках всего этого и армянское население Грузии.
«Проблем политических между государствами я не вижу. Я часто бываю в регионе, встречаюсь с людьми, которые обвиняются в разного рода преступлениях против государства, в том, что они борются за сепаратизм, я честно говоря этого не вижу. Это было скорее всего в 90-ые годы», – сказал Джони Меликян.

Однако на тот момент речь эксперта была прервана председателем «Народного движения Джавахк» Нориком Карапетяном, который был возмущен словами экспертов, про сепаратизм.
«Я извиняюсь, но в 91 году, когда в Грузии был референдум 21 марта в Ахалкалаки голосовали 90 % за независимость Грузии. Тогда и Абхазы и Аджария не проголосовали. Здесь нет никакого сепаратизма. Хватит уже в этом обвинять. Есть политики, которые манипулируют этим и тот же Саакашвили, и тот же Гамсахурдия», – сказал он.

«Суть в том, что есть настроения, но эти настроения не превалируют. Есть некоторые представители, которые со временем меняли свои взгляды. Если ты видишь, что в твоем регионе ничего не делается, ты хочешь отделится, чтобы другой этим занялся. Но если официальный центр начинает заниматься регионом, то ты понимаешь, что не имеет смысла. Надо с ними работать и надо смотреть, что получится», – добавил Джони Меликян.
Изображение 4691

Кристина Марабян